— Известны беды стран с сырьевой экономикой: когда на рынке выгодная конъюнктура, нет стимула развивать эффективные и инновационные технологии, если и так все хорошо. В какой-то степени это касается и добывающих компаний. Как программы «Евраза» по сокращению издержек связаны с ценами на его продукцию?
— Ценовая конъюнктура изменчива, и мы за последнее время наблюдали за стремительным падением цен на руду и сталь, а совсем недавно видели, как взлетел уголь. Даже сейчас, когда цены держатся на неплохом уровне, мы держим в уме, что глобальные проблемы отрасли — перепроизводство, зависимость от политики Китая — не решены. Поэтому, на наш взгляд, любая остановка в развитии — это шаг в никуда. Компания должна быть конкурентоспособна не только сегодня, но и завтра. А это значит, что нужно повышать качество продукции, расширять линейку, выходить на новые рынки, сокращать себестоимость, чтобы обезопасить себя в долгосрочной перспективе.
Мы заранее начали масштабную программу снижения издержек и сейчас продолжаем заниматься энергоэффективностью и производительностью оборудования, оптимизацией запасов и ремонтных работ, развитием новых продуктовых сегментов. В основе нашего подхода к эффективности лежит бизнес-система «Евраза», направленная на совершенствование всех процессов в компании. Наша задача — вовлечь в эту работу каждого сотрудника в офисе и на предприятиях, сделать людей проводниками изменений, которые необходимы компании.
— Где проходит граница между сокращением издержек как борьбой с кризисными явлениями и модернизацией производства?
— С одной стороны, сейчас не время для масштабных инвестиционных проектов. В приоритете крупного промышленного бизнеса — консервативные вложения с быстрым и понятным ROI. С другой — не финансировать развитие производства нельзя, если цель — лидерство на рынке. Нужно менять оборудование, вкладываться в современные, производительные, безопасные технологии.
— Российские металлурги нуждаются в сокращении издержек для повышения конкурентоспособности продукции, но в целом отрасль не готова серьезно инвестировать в обновление основных фондов и внедрение новых технологий. Как соблюсти этот баланс — стать эффективнее, не вкладывая в это значительных средств?
— За последние пять лет отечественная металлургия реализовала немало масштабных проектов. В России появились два передовых рельсобалочных стана, три комбината перешли на технологию вдувания пылеугольного топлива в доменные печи, появились новые современные мощности по производству сортового проката. Только «Евраз» построил две новые шахты. Мы и сейчас реализуем два серьезных проекта: строим доменную печь и шаропрокатный стан на Нижнетагильском металлургическом заводе.
Крупных инвестиций, конечно, стало меньше. Большинство проектов завершено, роста спроса в среднесрочной перспективе мы не видим, рисковать, учитывая непредсказуемость рынка, никто не готов. Приоритет «Евраза» — снижение долговой нагрузки, и к капитальным затратам мы подходим консервативно. Ищем проекты повышения эффективности, которые не требуют крупных вложений и дают быстрый и видимый экономический эффект. Например, только энергетики Западно-сибирского металлургического комбината за 2016 год сэкономили более 500 млн руб., причем одной из инициатив была простая замена обычных лампочек на энергосберегающие.
Всего меры по повышению энергоэффективности принесли «Евразу» в прошлом году $16 млн. Сократились закупки электроэнергии на рынке, снизилась энергоемкость продукции, уменьшилось потребление природного газа, увеличилась собственная генерация. Мероприятия по повышению клиентоориентированности принесли компании $169 млн. Это логистика, развитие портфеля рельсов, увеличение продаж премиальных полуфабрикатов, освоение новой продукции. Угольщики в том числе благодаря программам повышения производительности труда и сокращению времени перемонтажей высвободили более $90 млн.
— Вы уже три года работаете по направлению сокращения издержек. Почему программа стартовала именно в 2014 году? Каких результатов удалось добиться?
— Сокращение затрат в приоритете давно. Начиная с 2014 года мы объединили все мероприятия в рамках одной программы и стали четко отслеживать эффект. Около пяти лет назад мы приняли решение сфокусироваться на ключевых направлениях бизнеса — металлопрокате для инфраструктурного строительства и коксующемся угле. Продали убыточные и непрофильные предприятия, производства с высокой себестоимостью. Это усилило компанию и принесло серьезный денежный эффект — около $180 млн. Мы также занимались энергоэффективностью, оптимизацией запасов, улучшениями на угольных активах. В итоге в конце 2014 года мы смогли высвободить $420 млн. В 2015 году закрыли оставшиеся неэффективные производства, поработали над оптимизацией режимов производства, повышением производительности труда. Общий эффект превысил $320 млн. В 2016 году сэкономили примерно столько же.
— Что программы трех прошлых лет имели общего, чем отличались?
— Все крупные мероприятия, которые лежали на поверхности, уже реализованы. Сейчас мы углубились в процессы и занялись более тонким их отлаживанием, при этом ожидаем получить не меньший эффект. Сейчас перед каждым дивизионом стоит цель в течение следующих пяти лет ежегодно приносить улучшения в объеме 3% от суммарной себестоимости дивизиона.
— Какие еще задачи на текущий и ближайшие годы?
— Металлургические комбинаты «Евраза» в Сибири и на Урале работают над снижением себестоимости производства чугуна на 5%. Угольщики увеличивают производительность добычи и проходки. Стремимся к максимально эффективной работе рельсобалочного стана в Новокузнецке. В прошлом году мы уже увеличили производительность зоны отделки и приемки стометровых рельсов в три раза. Сейчас собираемся установить дополнительную линию приемки и отделки, что повысит производительность еще вдвое. Один из шагов на перспективу — монтаж второй установки эхоимпульсного контроля. Это позволит значительно сократить время, необходимое для перехода на производство зарубежных профилей рельсов.
Будущей зимой рассчитываем запустить новую домну и шаропрокатный стан. Первый проект обеспечит Нижнетагильский комбинат чугуном в необходимом объеме, второй — поможет «Евразу» сохранить лидирующую позицию в сегменте мелющих шаров на рынке России и СНГ путем улучшения качества шара для наших потребителей.