За 2016 год количество пользователей мобильного интернета посредством смартфонов выросло на 6 млн человек: с 37,2% в 2015-м до 42,1% (56 млн россиян в возрасте от 16 лет). На эти устройства приходится 77% интернет-трафика. Показатель пользования на планшетах при этом почти не изменился — 19 против 19,2% в 2015 году.
По данным GfK, более 50% проданных в 2016 году смартфонов поддерживают стандарт связи LTE. Именно LTE-устройства, продемонстрировав некоторое снижение цен, стали основным драйвером этого сегмента, считают в МТС.
В GfK прогнозируют, что по итогам 2017 года рост продаж смартфонов в штуках составит 5%. Аналогичный показатель МТС фиксировала на рынке РФ и по итогам 2015-го. Ожидается, что к 2020 году в России будут использоваться более 370 млн устройств с мобильным доступом в интернет. Средняя скорость мобильного соединения увеличится к тому же году втрое, до 9 Мбит/с, предполагают в американской компании Cisco. Ежемесячно в мобильных сетях будет передаваться 1,9 эксабайт трафика.
На мобильный интернет приходится примерно 25–30% общего объема экономики Рунета. По предварительным оценкам РАЭК, это около 1,6 трлн руб. и около 2,4% ВВП страны в 2016 году. Вместе с цифровыми сервисами мобильность остается доминирующим трендом, который определяет развитие самых разных сфер деятельности и трансформирует традиционные отрасли экономики.
Мобильный интернет все заметнее влияет на сферы торговли, финансов, страхования, здравоохранения, транспорта и пр. Так, в 2016 году, по оценкам экспертов РАЭК, каждые две покупки из пяти совершались через мобильные устройства. Ожидается, что по итогам 2017 года доля таких покупок составит более половины. Глобально, по прогнозам французской медийной компании Criteo, в 2017 году через мобильные телефоны будет совершено больше покупок товаров высокой ценовой категории, а большинство онлайн-ретейлеров на развитых рынках определят для себя мобильное направление как ключевое.
Сегодня мобильный интернет стал повсеместным, сохраняя значительный потенциал роста. Россия считается пятым в мире рынком по числу скачиваний мобильных приложений. Основная аудитория мобильного контента — молодые люди 12–24 лет. В целом мобильное потребление превалирует над десктопами, сохраняя быстрый рост. Мобильный сегмент стимулирует рост всего рынка digital в рекламе.
Актуальные сегодня процессы цифровой трансформации в значительной мере определяются распространением персональных устройств, развитием инициатив М2М и IoT, построением новой экономики, основанной на данных. Мобильность в этом контексте продолжит оставаться драйвером развития экономики — в мире и России.
По прогнозу Cisco, в ближайшие пять лет в мировых IP-сетях появится 10 млрд новых устройств и соединений — их число к 2020 году вырастет до 26,3 млрд. К 2020 году инфраструктура 4G будет поддерживать 72% мобильного трафика — 55% будет выгружаться в сети Wi-Fi и малых сот.
К 2020 году на каждого жителя Земли будет приходиться 3,4 устройства и соединения (в 2015 году этот показатель составлял 2,2). Количество абонентов мобильной связи составит 5,5 млрд человек — около 70% всего населения планеты. Для сравнения: электричеством к этому моменту будут пользоваться 68%, водоснабжением — 45%, автомобилями — 36%. Мобильная экономика к этому моменту может развиваться как значимая самостоятельная отрасль.