Еще в рамках своей предвыборной кампании Дональд Трамп пообещал отменить большую часть мер в области экологического и климатического регулирования, введенных Бараком Обамой.
Трамп — противник теории антропогенного изменения климата, он не раз называл ее «китайским заговором» против США.
В конце февраля в СМИ появилась информация, что Иванка Трамп отговорила отца от выхода из Парижского соглашения. Впрочем, к началу мая решение вопроса вновь вернулось в повестку администрации.
Новая администрация также отозвала требования об оценке влияния на изменение климата для выдачи разрешений на новые инфраструктурные проекты.
Специальный указ Трампа, подписанный им в конце марта, также поручил всем министерствам и агентствам подготовить список сдерживающих факторов для добычи всех видов источников энергии на территории США. Было сокращено финансирование Агентства по охране окружающей среды (EPA) на 31% и отменены все платежи США в «зеленые» фонды ООН. Прежде всего это Зеленый климатический фонд, средства которого идут на помощь развивающимся странам в снижении выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата. В 2014 году Барак Обама дал обещание выделить фонду $3 млрд, из которых $1 млрд был перечислен практически сразу, еще $500 млн были переведены буквально в последние дни пребывания Обамы в Белом доме. Скорее всего, Трамп не намерен выплачивать «оставшиеся» $1,5 млрд в Зеленый климатический фонд. Это может потенциально повлиять на скорость снижения выбросов парниковых газов в развивающихся странах, существенно снизив эффективность международной климатической политики.
Постепенный уход от использования угля и рост использования газа и возобновляемой энергетики, прежде всего в Китае и США, уже внесли существенный вклад в стабилизацию уровня глобальных выбросов СО2 в мире. Так, по данным Мирового энергетического агентства, совокупные выбросы всех стран не растут уже третий год подряд. Выбросы парниковых газов в США также продолжают снижаться — в 2016 году они упали на 1,7% (на фоне экономического роста на 1,6%), главным образом за счет электроэнергетики. Важнейшая тенденция в стране — сокращение использования угля в производстве электричества; по данным Управления энергетической информации США, его потребление снизилось на 8,5% (в то время как потребление газа выросло на 0,9%, нефти и нефтепродуктов — на 1,1%).
Несмотря на объявленные планы Трампа поддерживать все виды ископаемого топлива, в реальности это вряд ли окажется возможным, считают эксперты. Административная поддержка будет скорее направлена на нефть и газ (включая сланцевые), о субсидиях угольной отрасли пока объявлено не было.
По данным Управления энергетической информации США, в 2016 году солнечная энергетика (в балансе производства электричества) выросла с 0,95 до 1,37%, ветряная — с 4,67 до 5,53%. В минувшем году возобновляемые источники энергии (ВИЭ) также стали лидерами новых генерирующих мощностей — так, около 65% всех запущенных объектов электроэнергетики использовали энергию ветра или Солнца.
Новые виды ВИЭ создают все больше рабочих мест, что является аргументом против экономических обоснований «антиклиматической» политики Трампа. По данным департамента энергетики, в солнечном секторе работают уже более 374 тыс. американцев, в секторе ветра — 102 тыс. человек, в секторе энергоэффективности — более 2,2 млн (для сравнения: в угольном секторе — 160 тыс., в секторе природного газа — 360 тыс., в нефтяном секторе — 515 тыс.).
Все большую роль в низкоуглеродном развитии в США начинают играть города, регионы и сам частный бизнес. Буквально в конце апреля 13 крупных американских компаний, включая DuPont, General Mills, Google, Intel, Microsoft, National Grid, Novartis, PG&E, Walmart, Shell, подписали письмо, адресованное президенту Дональду Трампу, выражая свою поддержку продолжению участия страны в Парижском климатическом соглашении. «Компании, базирующиеся или работающие в США, получают прямые выгоды от участия страны в международном климатическом соглашении, в том числе благодаря повышению конкурентоспособности», — говорится в письме.
«Никакие действия, которые могут затормозить государственные усилия в области борьбы с климатическими изменениями, уже не в силах остановить современный бизнес, который понял выгоды устойчивого развития для себя, — отмечает российский эксперт Антон Чупилко, член правления Совета по экологическому строительству. — Глобальная модель экономики нового технологического уклада не требует передвижения сырья, товаров и ресурсов на огромные расстояния, цифровые технологии за секунды передают знания и данные из любой точки планеты в другую. Этот прорыв обуславливает переход на локальные, чистые и энергоэффективные технологии во всех, даже привычных индустриях».
Все больше голосов в поддержку мер климатической политики слышно в США и от представителей городов и штатов. Так, в конце марта мэры 75 американских городов, где проживают более 42 млн человек, также направили открытое письмо Дональду Трампу, выражая недовольство сворачиванием «зеленых» и «климатических» мер.
Уже более 30 штатов утвердили свои стандарты повышения использования ВИЭ в региональной энергетике и компаниях ЖКХ. Губернатор Иллинойса Брюс Раунер (член Республиканской партии) подписал указ о выделении более $200 млн ежегодно на инвестиции в возобновляемую энергетику, одновременно установив более жесткие требования по снижению выбросов парниковых газов для компаний энергетического сектора (56% к 2030 году, что даже превышает требования Плана чистой энергетики Обамы).
Губернатор Калифорнии Джерри Браун также не раз заявлял, что готов продолжать поддерживать крайне амбициозные меры в области снижения выбросов парниковых газов и развития возобновляемой энергетики в штате, несмотря на изменения в федеральной повестке. В Калифорнии подписан ряд указов, предусматривающих снижение выбросов парниковых газов в штате на 40% к 2030 году (от уровня 1990 года).
В феврале группа влиятельных республиканцев предложила рассмотреть возможность введения в США углеродного налога на федеральном уровне — что стало неожиданностью, принимая во внимание традиционную «антиклиматическую» позицию Республиканской партии. Меры, принимаемые администрацией Трампа, выглядят столь радикально, что даже республиканцы пытаются создать свою «климатическую» повестку, считают эксперты.
Недовольство «антиклиматическими» мерами администрации Трампа выражается и в общественных протестах. Так, в середине апреля в ряде городов США против «антиклиматической» и «антинаучной» риторики Трампа митинговали ученые, а в конце апреля десятки тысяч демонстрантов в сотнях городах США вышли на «Климатический марш», протестуя против сворачивания «зеленой» повестки.
В результате, даже если США и выйдут из Парижского соглашения, это лишь отчасти замедлит мировые усилия по снижению выбросов парниковых газов — общемировую, да набирающую силу в самих США тенденцию на достижение этой цели устойчивого развития, похоже, уже не переломить.