В дни 870-летия Москвы состоятся сотни лекций и мастер-классов. Такой акцент в проведении празднования не случаен: столица переживает бум образовательных и научных программ для детей и взрослых. Ольга ЦыбульскаяЛекции по микробиологии и химии, демонстрация интеллектуальных достижений москвичей разных эпох — от первых в мире лазера и аппарата искусственного кровообращения до игры тетрис. И, конечно, много роботов.
В этом году ученые, представители технопарков и инновационных центров проведут для москвичей в День города сотни мероприятий. Глава департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк отмечает, что познавательный досуг — очевидный тренд последнего времени. В свою очередь, уверен руководитель департамента, растущий интерес среди молодых людей к науке, технологиям, программированию обеспечивает дальнейшее развитие Москвы как научного центра.
В кружок по конкурсу
Ежегодный рост спроса на науку легко проследить на примере лектория НИУ ВШЭ. В 2015 году лекции учебного заведения на трех открытых площадках в Парке Горького, Музее Москвы и КЦ «ЗИЛ» посетили 4550 человек. В 2016 году «Вышка» открыла еще один лекторий на ВДНХ на 3 тыс. человек сразу, при этом «старые» площадки работали на пределе вместимости. В итоге количество людей, охваченных лекциями, превысило 9,5 тыс. человек. В 2017 году их число по прогнозам перевалит за 10 тыс. Лекции по психологии, нейробиологии, физике, химии и еще десятку научных дисциплин — модный и востребованный досуг взрослых москвичей от студентов до пенсионеров, утверждают в НИУ ВШЭ.
Даже такая, казалось бы, далекая от жизни тема, как астрономия, интересует во много раз больше людей, чем способен принять Московский планетарий. Его научный директор Фаина Рублева рассказала РБК+, что весной этого года в Московском планетарии ввели курс популярной астрономии для начинающих. Он был рассчитан на 20 человек, но заявились 400 желающих. Чтобы принять всех и обеспечить каждому возможность поработать с телескопом и провести наблюдения на отрытом воздухе, занятия пришлось проводить в три потока.
Для детей в планетарии действует трехступенчатая система образования. Прием идет по результатам собеседования, ведь желающих в несколько раз больше, чем может обучать кружок. Рассчитанный на школьников с 6-го по 9-й класс, он дает серьезную подготовку. Фаина Рублева отмечает, что многие выпускники поступают в Бауманку, на физический факультет МГУ, в МФТИ и МАИ. Становясь студентами, бывшие кружковцы зачастую возвращаются в планетарий в качестве лекторов.
Тон в детском научном образовании задают музеи. В первую очередь Московский политехнический, собравший вокруг себя неординарных молодых ученых, которые читают лекции и ведут практические занятия по химии, физике, биологии, медицине. Дети от семи до 14 лет могут посещать по выходным Университет детей, а летом отдыхать с пользой в научном лагере Политеха.
В этом году Московский политех выступил одним из организаторов городского конкурса проектов учащихся. Работы отбирали по нескольким направлениям: научно-техническому, медицинскому, гуманитарному и инженерному.
Удовлетворить потребности Москвы в научно-техническом творчестве музеям не под силу. Бизнес в этой сфере набирает обороты. Только кружки робототехники в столице организуют несколько десятков компаний. Например, в одной из крупнейших среди работающих в Москве сетей, «Лиге роботов», уже 130 площадок. «Рынок детского научного творчества сформировался, но будет расти за счет популяризации инженерного образования», — говорит учредитель «Лиги роботов» Павел Баскир. Еще год назад в интервью РБК он отмечал, что развиваться больше некуда. Но оказалось, что до насыщения столичного рынка научно-техническими кружками еще далеко и в сентябре «Лига роботов» открывает в Москве 20 новых площадок. В прошлом учебном году на базе «Лиги» робототехникой занимались 6 тыс. детей, в этом году — уже 10 тыс. Учиться можно восемь лет подряд — весь процесс поделен на 16 трехмесячных курсов. В каждом из них даются знания по программированию, математике, физике, превышающие по объему школьную программу. Сегодняшние юные робототехники — завтрашние абитуриенты, которым не понадобятся репетиторы, чтобы подготовиться к ЕГЭ по точным наукам, уверяет Павел Баскир.
Предприниматель намерен не только расширять проект, но и делать его более разносторонним — с началом учебного года он открывает программу Kinder MBА. К детскому технологическому творчеству добавятся предпринимательство, личные финансы, эмоциональный интеллект, экономика сказки (для самых маленьких), маркетинг, продвижение, поиск идей и их проработка.
Замдиректора форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок считает, что что Москва переходит на новую научно-технологическую парадигму: многие глобальные тренды — экологичность, энергосбережение, переход к новым моделям и практикам инновационной деятельности — характерны для российской столицы так же, как для других ведущих мировых мегаполисов.
Все эти трансформации отражаются на детях: теперь они хотят быть программистами, физиками, химиками, биологами. Важно, чтобы тренд был поддержан серьезными учеными, а компетенции, которые сейчас нарабатывают молодые люди, со временем были встроены в экономику города, отмечает Александр Чулок.
Уроки в технопарке
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы поддерживает субсидиями 69 проектов в области научно-технического детского творчества. Помимо этого департамент открывает собственные центры инновационного молодежного творчества (ЦМИТ). Только в первом полугодии 2017-го ЦМИТы посетили 33 907 школьников.
По словам руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексея Фурсина, сегодня рынок неформального образования в городе весьма обширен и имеет несколько различных направлений и специализаций, между которыми существует серьезная конкуренция за детей и молодежь.
«Тем не менее до недавнего времени некоторые ниши оставались относительно свободными, и одной из них является научно-технического творчество для школьников, которую Москва успешно заняла с помощью создания распределенной системы детских технопарков и центров молодежного инновационного творчества», — прокомментировал Алексей Фурсин.
Центры инновационного молодежного творчества департамента науки — часть цепочки «школа — вуз — предприятие». Дошкольники, школьники и студенты получают навыки 3D-программирования и моделирования, 3D-прототипирования, собирают роботов и дроны, изучают биомеханику, промышленный дизайн, нейротехнологии и светотехнику. Московские ЦМИТы охватили 15 специализаций. Эти занятия платные. В то же время департамент развивает сеть детских технопарков. Объявленная цель — подготовка квалифицированных кадров для московских предприятий.
Сейчас в Москве работают два таких детских технопарка. Направления занятий в них соответствуют специализации резидентов технопарков. Кванториум площадью 420 кв. м в технопарке «Мосгормаш» был открыт в 2016 году. Направления обучения — космонавтика, робототехника и геоинформатика. Осенью 2016-го в технополисе «Москва» открылся кванториум площадью 1100 кв. м. Здесь занимаются авиамоделированием, робототехникой, знакомятся с нанотехнологиями, промышленным дизайном и энергетикой. За время работы детские технопарки охватили более 3 тыс. учащихся.
Еще один формат — «Учебный день в технопарке», проект на базе детского технопарка «Мосгормаш» и технополиса «Москва». Учебные курсы здесь прошли 580 старшеклассников и студентов московских колледжей. Студенты приобщились к геоинформатике, робототехнике и космонавтике, IT-технологиям, промышленному дизайну и авиации.
На площадках московских кванториумов и других научно-технических молодежных проектов школьники знакомятся с будущими работодателями. Московские технологические компании заключают с перспективными старшеклассниками отложенные трудовые договоры.
Совместно со столичными предприятиями департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы города Москвы запустил проект «Технонавигатор». Это экскурсии на заводы и технопарки с погружением в процесс — школьники знакомятся с деятельностью предприятий, что позволяет детям понять, насколько она соответствует их навыкам и наклонностям. Предприятия устраивают для экскурсантов научные игры, хакатоны и мейкертоны. В рамках проекта 9 тыс. школьников и студентов посетили 104 предприятия, в том числе 66 инновационных московских компаний, среди которых резиденты технопарков «Тексел», «М-Индастриз», «Некст-Т», «Наноцентр композитов», «ЛЕД-Эффект». Похоже, у этих центров кадровых проблем в будущем не ожидается.