Чартерное лето
Отечественная отрасль бизнес-авиации показывает тенденцию к относительно быстрому восстановлению. Ее пользователи — пассажиры чартеров и собственники бизнес-джетов — относятся к той потребительской нише, которая меньше других реагирует на колебания как российской, так и мировой экономик. Почти за три года, прошедших с декабря 2014 года, рынок бизнес-авиации ожил и уже второй год показывает хотя и осторожный, но все-таки рост. Об этом говорят как международные, так и российские эксперты.
Летом 2017 года преобладал чартерный рынок, особенно в средиземноморском регионе. Вне этого популярного туристического региона особенно быстрый процесс восстановления демонстрировала Россия — такая оценка содержится в аналитических материалах немецкой консалтинговой компании Wings Advance. По подсчетам аналитиков компании, весной-летом 2017 года трафик чартерных рейсов из России (преимущественно из Москвы) в Европу рос в среднем на 3% ежемесячно, а в июле перешагнул планку 6%.
Позитивные настроения отмечают и в российском чартерном брокере LL Jets, входящем в состав многопрофильной международной группы компаний Aim of Emperor.
«В эту летнюю навигацию мы видели повышенную активность и спрос на услуги чартерных рейсов, — рассказывает Алишер Эльмурадов, совладелец компании LL Jets. — Рост трафика с июня по август 2017 года составил почти 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Летом мы даже увеличили отдел продаж ровно в два раза».
Схожую оценку дают в лондонской компании Quantum Via, занимающейся организацией бизнес-чартеров. «Начало летнего сезона было стабильным, а к середине рынок существенно вырос, по нашей оценке на 10–15% по сравнению с прошлым годом, — говорит Андрей Евтеев, совладелец Quantum Via. — Подчас было непросто найти подходящий борт по хорошей цене, если заказ поступал в последнюю минуту».
«Характерной чертой российского рынка деловой авиации в настоящий период является определенная стабилизация с небольшим 2–3-процентным ростом к показателям аналогичного периода прошлого года, что вселяет в участников рынка некоторый осторожный оптимизм в дальнейшем развитии», — рассказывает Дмитрий Петроченко, руководитель отраслевого портала бизнес-авиации Bizavnews.ru.
Главными стимулами для роста российской бизнес-авиации остаются сырьевой, девелоперский, банковский сектора экономики, а также шоу-бизнес. В последние годы к ним добавились аграрная отрасль и IT-индустрия. Сказывается фактор роста числа лиц с высокой концентрацией частного капитала (HNWI): по очередному рейтингу Forbes, в России за прошедший год число долларовых миллиардеров выросло с 77 до 96.
Говоря об объеме пассажиропотока бизнес-авиации, нужно уточнить, что официальной статистики в России не существует, однако по разрозненным данным можно предположить ориентировочные цифры и определить объем рынка. Так, в 2016 году количество пассажиров, воспользовавшихся услугами бизнес-авиации (чартерные пассажиры и собственники бизнес-джетов), по экспертным оценкам, составило порядка 125 тысяч. Эта цифра получена на основе данных крупнейших игроков наземного обслуживания — «Внуково-3», «А-Групп Шереметьево», «Джет порт СПб», «А-Групп Пулково».
География полетов пассажиров чартерных рейсов бизнес-авиации в первой половине 2017 года практически не претерпела изменений, хотя трафик стал более интенсивным. Согласно данным чартерного брокера LL Jets, за первые семь месяцев текущего года топовые направления распределились следующим образом: Ницца — традиционный лидер (20%), затем Женева — 6%, за ней делят трафик Ольбия и Пиза (по 5%), впервые пятерку лидеров закрывает Сочи (4,4%).
«Примечательно, что в июне и июле 2017 года чартерный трафик в два с половиной раза превышал январскую интенсивность полетов, — рассказывает Алишер Эльмурадов из LL Jets. — В целом летом чаще всего летают на средиземноморские курорты в Италию, ценят Испанию, второй год популярна островная Греция». Самыми «кассовыми» бизнес-джетами на чартерном рынке оказались машины класса Heavy Jets (Embraer Legacy 600, Bombardier Challenger 605/850) и Midsize Jets (Cessna Citation XLS+, Bombardier Challenger 300).
В первой половине 2017 года продолжился тренд, отмечавшийся годом ранее, — частичное перераспределение чартерных рейсов бизнес-авиации. Оживление наблюдается на внутренних рейсах, а аэропорты Санкт-Петербурга, Сочи, Симферополя показывают уверенный рост. Такие данные приводит сайт Bizavnews.ru.
«Снижается спрос на международные чартеры, но возрастает спрос на внутренних авиалиниях, — делится мнением Дмитрий Петроченко из Bizavnews.ru. — На рынке продолжается сокращение международных полетов с увеличением количества полетов внутри России и на восточных направлениях, однако в обоих случаях темпы и падения, и роста существенно уменьшились, до 3–5%, что свидетельствует о стабилизации рынка. При том что аэропорты Московского авиационного узла по-прежнему принимают до 75% всего рынка, отмечается рост трафика в аэропортах Петербурга, Сочи и Симферополя».
Новый поворот
Объем парка бизнес-джетов — это наиболее фундаментальный фактор состояния отрасли бизнес-авиации. Он не сильно подвержен негативным изменениям и колебаниям экономики.
С префиксом RA- (российская авиация) в России летает всего 67 бизнес-джетов. Такие данные по состоянию на август 2017 года приводит онлайн-площадка по продаже бизнес-джетов JetNet Evolution. Большинство из зарегистрированных в России самолетов находятся в эксплуатации трех-четырех российских операторов и крупных госкомпаний. Остальные несколько сотен летают под флагами европейских и офшорных государств. Этот объем парка условно российских бизнес-джетов несколько снизился, его оценки колеблются в диапазоне 250–400 единиц. Столь низкий интерес к регистрации самолета в России объясняется непривлекательностью отечественного авиационного реестра. Он непрозрачен, не дает налоговых преференций, и в конечном итоге такой самолет сложно продать на вторичном рынке.
Впрочем, в области регистрации бизнес-джетов российских собственников отмечается интересная тенденция. За последний год в российской юрисдикции было зарегистрировано несколько небольших бизнес-джетов — от легких Premier и Cessna до средних Legacy 500 и Challenger 350. Всего с префиксом RA— появилось 5–7 легких и средних самолетов. Это косвенное доказательство того, что спрос на внутренние российские перевозки постепенно усиливается. В стране по-прежнему не принята восьмая степень свободы — каботаж, поэтому летать по местным маршрутам можно только самолетам с российской регистрацией или вписанных в российский сертификат эксплуатанта (степени свободы — набор правил, позволяющих входить в воздушное пространство другой страны). Кроме того, RA-регистрация позволяет снизить высокие аэропортовые расходы, которые всегда выше для иностранных бортов.
Согласно ежегодному прогнозу Global Business Aviation Outlook, который опубликовала американская корпорация Honeywell, поставщик решений и услуг в аэрокосмической отрасли, Россия и Китай уже сейчас демонстрируют растущие планы по приобретению новых бизнес-джетов. Эти две страны вместе с Бразилией остаются главными драйверами развития бизнес-авиации в странах БРИКС. Как отмечают в компании, страны БРИКС, несколько снизившие планы по покупке новых самолетов в предыдущие годы, вновь начинают увеличивать заказы. Согласно опросам, проведенным Honeywell, в 2016 году рост закупок увеличился на 32% по сравнению с годом ранее. Эта цифра значительно опережает общемировые планы по приобретению новой техники, что позволяет говорить о частичном смягчении десятилетия спада, прогнозировавшегося прежде. В целом в мире наиболее популярными типами самолетов станут дальнемагистральные (57%) и средние джеты (21%).
Традиционно оптимистично на российский рынок смотрит канадская компания Bombardier Aerospace, чьи самолеты исторически востребованы отечественными собственниками. Компания оценивает потенциал рынка России и СНГ в 400 новых самолетов в ближайшие девять лет.