#1 Деловая авиация, 7 сентября 2017
Компетенция , Весь мир ,  
0 

Карты, деньги, два крыла

Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Какие услуги и опции предлагает клиенту рынок бизнес-авиации.

К услугам клиентов бизнес-авиации — заказчиков перелетов по собственному маршруту и расписанию сегодня сотни самолетов и многие десятки компаний. Сражаясь за свою нишу, участники рынка предлагают опции на разный вкус и размер кошелька.

Все по плану

По данным исследования отраслевого портала Flightglobal Business Aviation, в Европе эксплуатируется почти 2,6 тыс. самолетов бизнес-авиации. Значительное их число в свободное от полетов владельца (частного лица или корпорации) время используется и для коммерческих перевозок. А это значит, что сотни самолетов доступны для организации перелета в формате «воздушное такси» или бизнес-чартер: клиент планирует маршрут и график, определяет свои требования по типу или размеру воздушного судна и заказывает рейс у компании-оператора или использует возможности чартерных брокеров.

Несомненные плюсы чартера, как отмечает совладелец лондонской брокерской компании Quantum Via Андрей Евтеев, в том, что клиент платит только за перелет без каких-либо дополнительных инвестиций, имеет возможность выбрать характеристики самолета в соответствии с конкретными потребностями и может принимать гибкие решения по сочетанию цена-качество.

Минусы же проявляются при достижении определенной интенсивности использования — при частоте полетов чаще одного или двух раз в месяц и небольшой глубине планирования сложно получить лучшее предложение на рынке. Тем не менее возможно прогнозировать собственные расходы на продолжительный период, например на год, резюмирует совладелец Quantum Via.

Дарья Федотова, менеджер по организации перелетов чартерного брокера «Клуб-17», также относит к преимуществам разового чартера возможность использования свободного плеча самолета (так называемый empty leg) с хорошими скидками. Свободное плечо у самолета образуется тогда, когда он совершает технический перелет из одного аэропорта в другой без пассажиров на борту.

Гибрид обычной авиации и бизнес-чартера представляет собой практика так называемой покресельной продажи рейсов на бизнес-джетах, следующих по наиболее популярным маршрутам. В отличии от «регулярки» в этом случае пассажир пользуется преимуществами отдельных комфортных терминалов деловой авиации и атмосферой полета на частном борту.

«Покресельная продажа предоставляет привлекательные экономичные тарифы, но имеет и недостатки — ограничения по маршрутам и времени вылета, как на регулярных рейсах, наличие незнакомых пассажиров в соседних креслах», — объясняет Дарья Федотова.

Ставка на карту

Решить проблему прогнозирования расходов и отчасти стабильности сервиса позволяют так называемые карточные программы. Компании, располагающие большим парком самолетов либо крупные брокеры предлагают клиентам приобрести необходимое число летных часов оптом. Оформляется это как покупка карты, номинал которой привязан к определенному количеству летных часов на конкретном типе воздушного судна.

При этом эксперты отмечают, что карточные программы в среднем обходятся дороже, чем чартер или другие варианты использования воздушного судна бизнес-авиации. «Владельцы карт пользуются всеми преимуществами долевого владения, но по цене на 30–40% выше, — комментирует владелец американского консалтингового агентства Rolland Vincent Associates Ролланд Винсент. — Зато при отсутствии необходимости капитальных инвестиций и при предсказуемости расходов они получают доступ к парку одинаково скомпонованных и (или) управляемых воздушных судов и стабильному качеству сервиса».

Различные варианты карточных программ предлагают компании с большим парком бизнес-джетов, например NetJets и VistaJet, или крупные чартерные брокеры — AirPartner и др. К примеру, стоимость 25 летных часов на бизнес-джете большого класса у NetJets, по данным портала Jetcards.org, составляет более $360 тыс.

Среди российских заказчиков карточные программы получили меньшее распространение. Их сравнительно высокая стоимость заставляет клиентов отдавать предпочтение классическому чартеру, а при значительной интенсивности полетов — приобретению собственного воздушного судна. В конце концов, сочетанием этих двух вариантов можно закрыть практически любые потребности в полетах.

«Заметно растет интерес клиента к комбинации часовой программы и брокерских услуг, — рассказывает Андрей Евтеев из Quantum Via. — Допустим, клиент летает 100 часов в год, из них 50 часов он берет через брокера у компании, предлагающей карточные программы. Когда возникает потребность в рейсе, брокер представляет подборку вариантов с чартерного рынка в сопоставлении с использования часовой программы. Клиент получает полную картину ситуации на рынке и может принять более выгодное решение на определенный перелет».

В этой ситуации брокер является дополнительным фактором контроля между клиентом и оператором часовой программы, что позволяет избежать множества проблемных ситуаций с организацией рейса, так как брокер держит все под дополнительным контролем, подводит итог Андрей Евтеев.

Тем не менее Дарья Федотова из «Клуба-17» называет карточные программы вторым после чартера по популярности среди российских клиентов способом использования услуг бизнес-авиации.

Как поделить самолет

Преимущества, которые предоставляет владение собственным самолетом, — контроль расходов и возможность планирования бюджета на перелеты, понятный и ожидаемый уровень сервиса — сегодня можно получить, не приобретая крылатую машину целиком. На рынке бизнес-авиации уже более двух десятилетий работает модель долевого владения воздушным судном.

Клиенту предлагается приобрести долю в бизнес-джете, оплатить ее стоимость и соответствующую часть расходов на эксплуатацию, а компания-оператор, в свою очередь, обеспечивает возможность использования определенного, в зависимости от размера доли, количества летных часов в год. При этом компания гарантирует подачу самолета именно этого типа по вашему требованию в оговоренный в контракте срок. Понятно, что для этого компании необходимо иметь в парке «критическую массу» однотипных воздушных судов. Продать столько долей и тем более управлять таким количеством самолетов — задача не из простых, поэтому игроков в этом секторе рынка не так уж и много. В нашем регионе (Европа, СНГ, Ближний Восток) доминирует одна компания — NetJets.

Долевое владение дает ощущение собственника бизнес-джета, отмечает Дарья Федотова. «Но эта схема требует оплаты части расходов на покупку, довольно высоких оперативных расходов на обслуживание и эксплуатацию самолета при недостатке амортизации актива. К тому же несмотря на то, что пассажир владеет долей в конкретном самолете, не факт, что он будет лететь именно на нем».

Полное владение самолетом предоставляет максимум того, что вы можете получить от бизнес-авиации. В этом случае все в ваших руках — уровень комфорта, безопасность, выбор отделки салона и срочность вылета.

Однако входной билет в клуб собственников воздушного судна стоит дорого. Стоимость даже самых экономичных бизнес-джетов легкого класса начинается с нескольких миллионов долларов, а к ней добавляются еще и расходы на эксплуатацию — аэропортовые сборы, стоимость топлива, технического обслуживания, зарплата экипажа, страховка воздушного судна и т.д.

Дополнительная коммерческая эксплуатация в свободное от полетов владельца время с помощью управляющей брокерской компании, конечно, позволяет компенсировать часть этих расходов. Здесь многое зависит от коммерческих успехов управляющей компании и колебаний рынка. Оценки числа российских сособственников бизнес-джетов расходятся, но все эксперты ведут счет на сотни.

Содержание
Закрыть