Для того чтобы понять, как привлечь к участию в конкурсах по закупкам больше предприятий малого и среднего бизнеса, крупные корпорации стараются выяснить, что мешает активности таких потенциальных поставщиков.
Всероссийский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе конференции РЖД по закупочной деятельности провел опрос об отношении своих поставщиков и участников тендеров к различных аспектам закупочных процедур и конкурсного законодательства.
Выборка была широкой — в общей сложности 600 респондентов по трем категориям: «Поставка товаров», «Работы» и «Услуги». Размеры компаний при этом были разными — в частности, в опросе участвовали 150 фирм, которые отнесли себя к малому и среднему бизнесу. Еще 300 участников в тех же трех категориях поставок представляли собой группу, условно названную «проигравшие», поскольку они никогда не побеждали в конкурсах, проводимых РЖД.
Как пояснил руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМа Кирилл Родин, именно на эту категорию было обращено особое внимание, поскольку от нее социологи и ожидали наибольшую массу критических отзывов.
Ответы на первый же вопрос «Из каких источников вы получаете информацию о закупках РЖД?» дали пищу для размышлений. Основная масса победивших находила ее на электронной торгово-закупочной площадке РЖД и на сайте компании (59 и 39% соответственно), а основная масса тех, кто не получил заказ, — на федеральном сайте госзакупок и в других электронных источниках (50 и 19% соответственно).
При этом большинство участников опроса (и победители, и проигравшие) одобрительно оценили работу РЖД по доступности информации о закупках (77 и 65% соответственно), полноте предоставляемой информации (77 и 71%) и понятности конкурсной документации (63 и 58%). Однако в ответах на вопрос «Насколько вы удовлетворены закупочной деятельностью РЖД?» уже заметен разрыв между двумя группами опрошенных (68 и 41% соответственно). «Это был ожидаемый момент: конечно, среди победителей доля удовлетворенных должна быть значительно больше, но здесь наиболее важно было получить представление о том, почему не удовлетворены участники», — говорит Кирилл Родин.
Среди проигравших наибольшее недовольство вызвал большой пакет документов, который нужно собирать для участия в конкурсах (19%). То, что в них нет объективности, отмечают уже меньшее количество участников — 17%. Еще одна причина для недовольства, которую, однако, вполне возможно нивелировать, — сложности с получением электронно-цифровой подписи (6%). При этом 11% проигравших признались, что никогда не одерживали победы в конкурсах. На первом месте среди причин недовольства у победителей (9%) предсказуемо оказалась низкая, по их мнению, стоимость заказа. Это касается как начальной цены на аукционах, так и расчетной стоимости в конкурсной документации.
«Большой пакет документов — это своего рода страховка для корпораций. В случае возникновения проблем по качеству или срокам поставки наличие документов позволяет легко доказать, что к отбору поставщиков подходили серьезно. Именно поэтому нет оснований ждать заметных подвижек в этом вопросе», — считает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.
По мнению доцента кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В. Плеханова Светланы Казанцевой, вопросы могут возникать и к количеству, и к качеству документов, да и в целом процесс составления заявки может представлять трудности для субъектов малого предпринимательства.
По словам эксперта-аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, есть также проблема низкого уровня готовности претендентов, что может говорить об их невысокой компетентности, прикрываемой жалобами на чересчур завышенные требования заказчика.
Как полагает генеральный директор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман, объективно существует сложность документации, на что обращают внимание многие респонденты. «Она связана с тем, что РЖД постепенно уходят от простых поставок и работ — компании нужны комплексные решения и инновационные продукты, что и отражается на требованиях заказчика», — объясняет Александр Браверман.
Наибольший интерес для социологов представляла реакция на вопросы, касающиеся разъяснения заказчиком условий, деталей закупочной деятельности РЖД и скорости ответов на обращения. Как победители, так и менее удачливые участники тендеров отмечают доступность такой коммуникации. Ответы на эти вопросы важны тем, что именно отсутствие обратной связи является основным поводом подозревать конкурсы в ангажированности. По быстроте реакции на обращения и качеству ответов даже у большинства проигравших (две трети) нет претензий к компании. Значительная доля представителей опрошенных (43% компаний-победителей и 27% проигравших) полагают, что за последние два года ситуация с оформлением заявок улучшилась, однако чуть большая доля респондентов считают, что в принципе ничто не изменилось.
В большинстве случаев (от 50 до 70%) участники опроса дали ответ, что условия сопоставимы, однако среди тех, кто не получил заказ, 42% отметили, что у РЖД выше требования к участникам конкурса; 39% этой же категории опрошенных считают, что пакет документов у РЖД больше. Однако большинство опрошенных в обеих группах (92 и 69% соответственно) планируют и далее участвовать в тендерах по закупкам в ОАО «РЖД».
Президент холдинга РЖД Олег Белозеров полагает, что проведенный опрос очень полезен, поскольку дает представление о том, над чем нужно работать дальше. «За последнее время мы продвинулись вперед, но нам еще необходимо работать над совершенствованием законодательства, — подчеркнул Олег Белозеров. — В данном случае хочу обратить внимание на то, что 21% респондентов из категории «проигравшие» колеблются в отношении того, участвовать ли далее в конкурсах РЖД. Да, предпринимательство — это всегда риск, но мы тоже меняемся, упрощаем процедуры и не будем останавливаться на этом пути».