Законодательству в сфере государственных закупок необходима доработка, чтобы защитить заказчика, считают в российских госкорпорациях: выполнение целого ряда работ требует определенного опыта от компании, претендующей на победу в тендере. Однако, по мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), дополнительные квалификационные требования для участников конкурсов ограничивают конкуренцию. В результате нередко складывалась конфликтная ситуация — заказчики все-таки учитывали в конкурсной документации для соискателей опыт проведения тех или иных работ, а ФАС затем оспаривала результаты тендера через суд. Закономерным итогом споров между субъектами закупки и регулятором нередко становился срыв планов компаний.
Разные подходы
Мнение о том, что госкомпания, проводящая конкурс, должна иметь возможность проверить способность участников к выполнению работ, разделяет, например, директор по закупкам корпорации «Росатом» Роман Зимонас.
«ФАС всегда негативно относится к ситуации, когда в конкурсной документации появляются требования относительно опыта, обязательного наличия лицензий на выполнение сложных работ. Но никакие штрафы, предусмотренные законодательством и налагаемые на сорвавшего контракт победителя, не компенсируют потерь от задержки ввода в эксплуатации крупной атомной электростанции. А при реализации контактов за рубежом такой срыв помимо финансовых санкций наносит удар и по репутации страны», — объясняет Роман Зимонас.
С подобной ситуацией нередко сталкиваются и «Российские железные дороги» (РЖД). Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятый в августе 2011 года, определяет регламент проведения конкурсов для компаний с государственным участием. Положений, которые бы разрешали госкомпаниям при организации конкурсных процедур вводить квалификационные требования к участникам, там нет.
«Закон требует формального равного доступа всех участников на конкурс. И ФАС внимательно следит за тем, чтобы к ним не выставлялись требования о наличии опыта, лицензий и сертификатов соответствия и технических возможностей выполнить заказ», — признает вице-президент, статс-секретарь РЖД Анатолий Мещеряков.
В РЖД уверены, что необходимо ввести в закон перечень работ, которые обязательно требуют от поставщика опыта их исполнения и наличия определенных производственных мощностей. Это позволит обезопасить заказчика от рисков срыва производственных планов и серьезного материального ущерба.
«Ошибки поставщиков при оценке своих сил и возможностей очень негативно отражаются на производственной деятельности и безопасности госкомпаний», — отмечал ранее статс-секретарь железнодорожного холдинга.
Например, компании, которые идут на конкурсы по летним путевым работам, обязательно должны иметь опыт таких работ, соответствующее оборудование и обученный персонал, поскольку качественное выполнение ремонта напрямую влияет на безопасность перевозок, уверены в РЖД. Но ФАС настаивает, что подобные дополнительные требования для участников конкурсов нарушают закон и дают основания оспаривать результаты таких конкурсов. В результате возникает угроза срыва сроков начала работ.
Порой складывается парадоксальная ситуация: антимонопольная служба угрожает накладывать административные взыскания на руководителей, которые вводят дополнительные требования к участникам, и в то же время Генеральная прокуратура, следящая за вопросами безопасности движения, также угрожает взысканиями, если работы станут выполнять компании без подтвержденной квалификации.
Поэтому РЖД предлагали определить перечень работ, прямо влияющих на безопасность перевозок, и дать холдингу возможность устанавливать свои требования к участникам еще на этапе допуска к состязательным процедурам.
Описание вместо лицензии
Представитель «Росатома» Роман Зимонас приводит пример, когда один из победителей конкурса на изготовление специальных насосов для атомной станции задержал их поставку на пять лет, причем при первом же испытании они пришли в негодность. А по решению суда победитель выплатил «Росатому» в качестве возмещения ущерба лишь 2 млн руб., что сопоставимо с выручкой работы станции за один день.
ФАС, отстаивая норму, по которой к участникам конкурсов не должно быть каких-то особых требований, объясняет это тем, что они еще более усложнят процедуру выявления победителя. Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов полагает, что сейчас нужно добиваться еще большего упрощения доступа к заказам госкорпораций для широкого круга больших потенциальных участников.«В абсолютном большинстве случаев при оценке результатов конкурсов наше мнение совпадает с мнением Генпрокуратуры, — считает Артем Лобов. — Отдельные случаи мы готовы рассматривать вместе со всеми участниками. При организации конкурсных процедур госкомпаниям необходимо выстраивать их так, чтобы было время для рассмотрения протестов и апелляций».
Еще один важный для железнодорожников вопрос связан с поставками сложного технологического оборудования. Дело в том, что за последние два года РЖД существенно расширили доступ участников рынка к своим закупкам. В результате бизнес получил новые серьезные возможности, а холдинг обрел серьезные риски, так как помимо известных поставщиков на рынок вышло большое количество недобросовестных компаний. Чтобы справиться с наплывом таких возможных претендентов на статус контрагентов, РЖД вводят требования обязательной сертификации для участников тендеров (к примеру, по сертификатам Таможенного союза). Специалисты Центра технического аудита РЖД проводят приемку на местах, а в следующем году компания планирует увеличить количество технологических лабораторий, чтобы повысить контроль качества при приемке продукции. В РЖД исходят из того, что главным способом защиты от недобросовестных поставщиков остается тщательное описание товара или услуги, которые планируется приобрести.