Основные преграды
Согласно обзору рынка минеральных удобрений за первый квартал 2017 года, подготовленному Центром развития НИУ ВШЭ, в условиях роста конкуренции на первый план выходят слабые места российских производителей: высокий по сравнению с мировыми аналогами расход сырья и энергоресурсов, длинное логистическое плечо до основных потребителей и портов отгрузки, ограниченность перевалочных мощностей. «Слабым местом российских производителей является удаленность от потребителей. Основная часть мощностей расположена в глубине страны, далеко от портов отгрузки, в то время как ближневосточные и многие американские заводы фактически «стоят в портах», — подчеркивают авторы исследования. В свое время в аналогичной ситуации для стимулирования экспорта Китай пошел на беспрецедентные меры — снижение транспортных тарифов и экспортных пошлин. В частности, была упразднена существовавшая ранее система налогообложения экспорта, применявшаяся для его ограничения в периоды пикового внутреннего спроса, и введена единая годовая ставка таможенной пошлины. В совокупности с низкими затратами на производство это привело к тому, что объем китайского экспорта азотных и фосфорсодержащих удобрений вырос в два раза и фактически обрушил рынок.
Российские власти в некотором смысле пытаются дать отечественным производителям аналогичную поддержку. По словам доцента кафедры информационных систем в экономике и менеджменте РЭУ имени Г.В. Плеханова Александра Тимофеева, «производители удобрений еще с июня 2017 года получили пятипроцентную скидку на перевозку на основе соглашения между железнодорожным оператором и Российской ассоциацией производителей удобрений». «Это дало рост объемов перевозок и способствовало увеличению доходов как клиентов, так и Федеральной грузовой компании и РЖД», — говорит Тимофеев. Согласно данным РЖД, погрузка химических и минеральных удобрений на сети железных дорог страны за январь—сентябрь 2017 года составила 42,5 млн т, что на 7,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Этому способствовал спрос на различные виды удобрений, но и шаги по развитию транспортной и логистической инфраструктуры также принесли свои плоды. Можно ожидать, что по мере их дальнейшего развития они поддержат отрасль, помогут реализовать больше удобрений большему числу потребителей», — добавляет заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков. По словам Александра Тимофеева, грузооборот российских морских портов в январе—сентябре 2017 года увеличился на 10%, а объем перевалки минеральных удобрений вырос на 7,2%, до 12,7 млн т.
«Традиционными способами перевозки остаются железнодорожный и морской транспорт, обеспечивающие доставку больших объемов удобрений. Развивается соответствующая инфраструктура», — говорит Ярослав Кабаков. По его словам, компании по всему миру совершенствуют средства доставки удобрений, стремясь перевозить их больше и быстрее, говорит Кабаков. В России было сертифицировано несколько новых вагонов, способных перевозить минеральные удобрения, среди них вагон-хоппер из алюминиевых сплавов, вагон-цистерна для перевозки аммиака. «В Норвегии проводятся модельные испытания судна для компании, занимающейся перевозкой удобрений; планируется, что корабль будет без экипажа, а его поставка заказчику намечена на 2019 год», — добавляет Ярослав Кабаков.
Новая перевалка
По данным исследователей НИУ ВШЭ, до недавнего времени серьезной проблемой российских производителей был дефицит портовых мощностей. Однако в 2013–2015 годах был осуществлен ряд важных проектов. В итоге все ключевые игроки рынка — «Уралхим», «Акрон», «Еврохим», «ФосАгро», «Уралкалий» — располагают специализированными мощностями по перевалке в России и Прибалтике. В частности, запуск в 2015 году перевалочного терминала «Смарт Балк Терминал» Усть-Луге позволил «ФосАгро» существенно снизить портовые и железнодорожные расходы по сравнению с перевалкой в других портах Балтики — раньше отгрузка шла через порты Финляндии, Эстонии и Латвии. Впрочем, как отмечают исследователи НИУ ВШЭ, в короткие сроки уйти из стран Балтии возможности нет: сохраняется дефицит портовых мощностей, а строительство новых требует времени и значительных инвестиций. «Индустрия перевозки минеральных удобрений отличается от транспортировки других генеральных грузов тем, что в этом сегменте более высоки ритмичность и прогнозируемость, что позволяет получать чуть более высокую маржу. Основной транспорт в России — железные дороги к морским терминалам. Доля перевозок удобрений в общем объеме погрузки железной дороги составляет 3% и имеет тенденцию к росту из-за спроса в развивающихся странах, в том числе Китае и Индии», — говорит аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Проекты компаний
По словам Ярослава Кабакова, если говорить о развитии инфраструктуры, то можно назвать ввод в строй логистического комплекса компании «ФосАгро» в Краснодарском крае стоимостью почти 150 млн руб. Кроме того, компания открыла логистический комплекс в Брянской области. В свою очередь, компания «Дорогобуж» запустила очередную установку отгрузки удобрений в биг-бегах и насыпью на участке отгрузки аммиачной селитры. «Акрон» ввел в строй новую эстакаду налива аммиака в Великом Новгороде мощностью 1500 т в сутки. Еще одним перспективным проектом эксперты называют строительство портовой инфраструктуры в Краснодарском крае, которую компания «Тольяттиазот» создает на собственные средства. На сегодняшний день ни в одном порту России нет комплексов по перевалке жидкого аммиака на экспорт. В рамках первой очереди порта будет построен комплекс по перевалке аммиака мощностью 2 млн т в год, в ходе второй — комплекс по перевалке карбамида мощностью 3 млн т в год. Как объясняют в компании, терминал в порту Тамань позволит решить вопрос с зависимостью от ситуации на Украине, которая регулярно сказывается на работе украинской части аммиакопровода. Дело в том, что в советское время одновременно с заводом был построен уникальный аммиакопровод протяженностью почти 2,5 тыс. км от Тольятти до морского порта в Одессе. В настоящее время более 60% продукции транспортируется посредством аммиакопровода, еще около 30% — по железной дороге и около 10% — автотранспортом. В порту Одессы аммиак грузят на танкеры, и он отправляется к потребителю. «Логистика играет существенную роль в перераспределении рынка: страны-производители и страны-потребители зачастую находятся на разных континентах. В связи с этим тот, чьи поставки будут быстрее, стабильнее, а продукт — дешевле, и выигрывает в конкурентной борьбе», — объясняют в «Тольяттиазоте».