— В октябре вы дополнили свой страховой продукт «Стабильный бизнес» защитой от киберрисков. Считаете этот рынок перспективным?
— Рынок страхования киберрисков пока только на начальной стадии развития как в России, так и в мире. Только в США расходы на защиту от кибератак составляют миллиарды долларов, но это во многом локальная история, связанная с особенностями законодательства. Мы понимаем, что спрос во многом необходимо будет сформировать нам самим. Поэтому наше первое решение было — дополнить уже хорошо известный на рынке продукт «Стабильный бизнес», включив туда киберриски, чтобы посмотреть, как это будет работать, получить обратную связь от клиентов. Любой предприниматель может приобрести «Стабильный бизнес» в Сбербанке для защиты своего предприятия. Мы бы хотели сформировать именно российский рынок страхования от киберугроз, используя российские практики.
— Киберстрахование — это тренд будущего, а что происходит на рынке традиционного страхования, например в сегменте защиты имущества физических лиц?
— Рынок страхования имущества граждан — один из немногих сегментов рынка non-life, который развивался, несмотря на рецессию и непростую общую экономическую ситуацию в целом. Это связано не только с общей экономической ситуацией, но и с естественной потребностью человека сохранить в кризисные времена то, что было заработано, поскольку новую покупку будет уже сложнее себе позволить. Кроме того, развитие данного сегмента обусловлено общим низким проникновением страхования личного имущества. По разным экспертным оценкам, только 10–15% частных строений застрахованы, так что здесь очень большой потенциал для развития.
Интересным, но при этом вполне логичным трендом является изменение структуры продаж. Исторически основным каналом продаж в этом сегменте были агенты, которые предлагали продукты с индивидуальными условиями. Сейчас мы видим, что спрос смещается в сторону коробочных продуктов и банков как основных финансовых консультантов, которые включают страхование в комплекс финансовых услуг для своих клиентов. Преимущества «коробок» в том, что они простые, понятные и их можно быстро купить в отличие, например, от продуктов с индивидуальным расчетом, где надо заполнять многостраничный опросник.
Коробочные продукты сейчас сильно изменились. Раньше это был некий усеченный вариант с минимальным набором рисков, сейчас же они ни в чем не уступают полноценным страховым продуктам — ни по стоимостным характеристикам объектов страхования, ни по наполнению. А по цене зачастую и более выгодны. Кроме того, многие коробочные продукты уже сейчас можно легко приобрести онлайн.
— Каковы перспективы страхового рынка в условиях цифровизации экономики?
— Я думаю, что будущее рынка за технологиями и клиентоориентированностью, где одно вытекает из другого. Просто страховка — это уже никому не интересно. Будут востребованы продукты с дополнительными сервисами, полезные людям в любом случае, не обязательно страховом. Потому что страховой полис — это не первая потребность. Для нас важно стать для клиентов надежным партнером и другом, который всегда рядом и помогает решать проблемы. И весь рынок будет идти по этому пути, многие компании уже сейчас пробуют это сделать. Некоторые страховщики могут создать свои отдельные компании, которые будут заниматься только цифровым бизнесом. Новые технологии, например блокчейн, положат начало фундаментальным изменениям на рынке. В идеале страховщики должны перестать быть исключительно финансовым институтом и стать поставщиком технологий, делающих вашу жизнь более безопасной и удобной.
Если говорить о нашей компании, то за три года работы мы вошли в топ-20 крупнейших страховщиков страны по объемам сборов. Я уверен, что «Сбербанк страхование» будет лидером на рынке имущества физлиц, где уже сейчас занимает второе место по сборам, и займет лидирующую позицию на рынке страхования выезжающих за рубеж.