Трудная пятилетка
Рынок ноутбуков лихорадило пять лет: последний рост поставок был зафиксирован в 2012 году, когда в России было продано 7,6 млн лэптопов на сумму 148 млрд руб. По данным аналитиков компании «Связной», в тот год прирост продаж составил 300 тыс. штук, или 3 млрд руб. Однако затем пошел спад. Итоги 2013 года свидетельствовали о падении продаж на 20%; в 2014 году рынок упал еще больше — до 4,9 млн штук, а выручка едва перевалила за 100 млрд руб.
Одной из причин падения спроса аналитики тогда называли растущее увлечение планшетами, способными частично заменить клиенту настольный компьютер. Впрочем, рекордно, на 40%, рынок ноутбуков в РФ просел в 2015 году, когда потребителям удалось продать лишь 3 млн компьютеров стоимостью 81 млрд руб. Эксперты связывали это в том числе с экономическими причинами. На фоне колебаний курсов валют покупатели смели с прилавков всю технику по старым рублевым ценам и затем отказались от ее обновления. В 2016 году, по данным «Связного», в России удалось продать лишь 2,5 млн гаджетов на 79 млрд руб. В компании IDC, правда, приводят более оптимистичные цифры поставок — 2,96 млн устройств.
Возвращение интереса
И вот аналитики констатируют, что в этом году рынку удалось остановить многолетнее падение. В «Связном» об этом заявили по итогам первого квартала. Пояснения в компании дают такие. Раньше росла популярность планшетов, поскольку их стоимость постоянно снижалась при одновременном росте цен на ноутбуки. Однако теперь интерес к планшетам стал падать: потребители привыкли к ним и осознали, что полноценно заменить компьютер эти гаджеты не могут. Действительно, в октябре 2017 года исследователи из ITResearch заявили о падении продаж планшетов в первом полугодии на 21%. Тогда как ноутбуки в первом квартале 2017 года показали в России почти 30-процентный рост поставок. Правда, гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко считает, что по итогам 2017 года рост продаж будет скромнее, порядка 5%. Однако он считает важным, что рынок «начал уходить из low-end сегмента, где концентрировался последние несколько лет». «Мы отмечаем заметный рост в среднем и высоком ценовых сегментах, сильно сократилась доля ноутбуков на процессорах начального уровня», — говорит Дмитрий Кравченко.
Примечательно, какие устройства покупают потребители. По данным «Связного», в первые два месяца года свыше 70% поставок пришлось на ноутбуки стоимостью свыше 20 тыс. руб. Аналитики GfK, правда, считают по-другому: по их мнению, драйвером продаж в первые месяцы года стали устройства стоимостью до 15 тыс. руб., поставки которых выросли многократно. Этому, как поясняли ранее в GfK, способствовало и появление на рынке недорогих лэптопов для работы с облачными сервисами — так называемых клаудбуков. С выводами GfK перекликаются и данные ITResearch по итогам продаж второго квартала 2017 года: по мнению аналитиков, основной прирост обеспечили самые бюджетные модели на чипах Atom — их было продано на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Что касается главных поставщиков, то в тройку лидеров по итогам квартала вошли компании HP, Acer и Lenovo: на долю производителей пришлось до 65% отгрузок (в штуках) мобильных компьютеров в РФ.
Между тем некоторые производители и эксперты говорят о том, что спрос на ноутбуки смещается в сторону как минимум среднего ценового сегмента. Так, Дмитрий Кравченко считает, что потребители насытились дешевыми устройствами: если в прошлом году 60% продаж приходилось на устройства дешевле 25 тыс. руб., то сейчас этот сегмент занимает меньше половины рынка, тогда как ноутбуки стоимостью свыше 60 тыс. руб. показывают как минимум 50-процентный рост поставок. «Это говорит об устойчивом интересе покупателей к дорогим решениям — ультратонким и игровым ноутбукам», — считает эксперт. В компании Lenovo ранее прогнозировали СМИ, что наиболее востребованными устройствами 2017 года станут ноутбуки ценой 25–30 тыс. руб., а также мощные игровые лэптопы. Увеличение спроса на более дорогие модели по итогам сентября 2017 года подтвердили и аналитики ITResearch.
В «Евросети» ранее не исключали, что спрос на стандартные лэптопы будет формироваться с учетом растущей популярности более дешевых устройств — например, гаджетов на базе операционной системы ChromeOS. Такие устройства выпускают все основные поставщики. Например, гаджеты Acer Chromebook 13 продавались в России по цене ниже 10 тыс. руб. Впрочем, новый выраженный тренд — это, похоже, все же ноутбуки с солидной начинкой, удовлетворяющие все потребности опытного пользователя. В частности, отмечают эксперты, статусный ноутбук становится привычным инструментом для владельца своего бизнеса, вне зависимости от размеров последнего. Для предпринимателя такой лэптоп — способ выделиться на фоне наемных менеджеров, которым корпорация выдает стандартные машины.
Все решает функционал
Ноутбуки на новых операционных системах — далеко не все новинки рынка. Популярность набирают устройства с дополненным функционалом. К примеру, солидная часть современных лэптопов имеет сенсорные экраны, с которыми можно обращаться и как с планшетом. Значительную роль в их продвижении сыграла операционная система Windows 10, «заточенная» под сенсорное управление. Желание производителей ноутбуков понравиться обладателям тех же планшетов привели и к распространению гибридных лэптопов-трансформеров, оснащенных поворачивающимися и даже съемными экранами. В частности, HP представил на крупнейшей выставке электроники CES 2017 в Лас-Вегасе свой EliteBook, у которого экран способен вертеться на 360 градусов, а компания Samsung показала гибрид на базе ChromeOS. Acer продает в России раскладываемые на две части ноутбуки Switch и игровые трансформеры Nitro Spin 5 с контрастным IPS-экраном, который также можно поворачивать вокруг оси ноутбука. А последней новинкой производителя стал показанный на выставке электроники IFA 2017 в Берлине гибридный планшет Switch 7 Black Edition со съемной клавиатурой, IPS-экраном и видеоускорителем с первой в мире бесшумной жидкостной системой охлаждения без вентиляторов. Судя по тому, что на выставках электроники фигурирует крайне мало новых моделей классических планшетов, трансформеры от производителей ноутбуков вполне способны их заменить.
Еще одной успешно развивающейся технологией выступает производство сверхкомпактных компьютеров — ультрабуков. По словам Дмитрия Кравченко, пользователи стали уделять все больше внимания «не только техническим характеристикам ноутбуков, но и их внешнему виду»: «Лэптоп давно стал элементом имиджа, и с каждым годом это заметнее». Напомним, что тренд на ультрабуки в свое время был задан компанией Apple с ее уже классической моделью MacBook Air. Со временем у производителя из Калифорнии образовалась серьезная конкуренция в этом сегменте. К примеру, у HP EliteBook есть модификации со встроенным 4G-модемом, позволяющим, скажем, бизнесменам не остаться без связи вне Wi-Fi точек. Asus ZenBook 3 Deluxe при том же 14-дюймовом размере весит около 1,1 кг, то есть он почти на четверть килограмма легче флагманской модели Air. А компания Acer на выставке электроники IFA 2017 в Берлине показала еще более легкий 14-дюймовый лэптоп Swift 5 весом 970 г, в котором используется магниево-алюминиевый и магниево-литиевый сплавы. Легкость важна, когда речь идет о переносе устройства в компактном портфеле делового человека. Наконец, лэптопы серии Acer Spin 7 в полтора раза тоньше тончайших ноутбуков Apple — чуть больше сантиметра в сложенном состоянии. К тому же это трансформер с поворотным экраном на 360 градусов. Правда, и его цена находится в одном диапазоне с калифорнийскими конкурентами.
Судя по той же CES 2017, производители также серьезно озаботились доступностью для потребителей цен на мощные игровые лэптопы. Поэтому компании Lenovo, MSI, Dell и Acer поспешили вывести на рынок устройства с более доступными по цене видеокартами Nvidia GTX 1050 и GTX 1050i. Эти агрегаты лишь немного не дотягивают по производительности до последних разработок для стационарных компьютеров и претендуют на расширение аудитории покупателей-геймеров. Стоит заметить, что некоторые такие модификации оснащены системой отслеживания взгляда Tobii, которая превращает глаза в игровой манипулятор. По словам Дмитрия Кравченко, постоянно появляются новые графические чипы, процессоры и «ультракомпактные решения в охлаждении», а устойчивый рост рынка игровых лэптопов подтверждает, «что пользователи готовы платить за мобильность и возможность играть где угодно».
Наконец, эксперты предрекают серьезный рост поставок ноутбуков с IPS-дисплеями. По прогнозам аналитической компании IHS Markit, в 2017 году эти панели, которые обеспечивают более точную цветопередачу, резкость и более широкий угол обзора, займут 37% в общем объеме отгрузок дисплеев (177 млн штук). Отметим, что в прошлом году было произведено 27% лэптопов с такими экранами, а в 2018 году, как ожидают в IHS Markit, новые дисплеи будут устанавливаться уже на 42% мобильных компьютеров.