В апреле 2017 года правительство России утвердило разработанный Минпромторгом план реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. В нем прописаны меры по развитию отрасли и повышению внутриотраслевой конкуренции, пути стимулирования спроса на внутреннем рынке, поставлены задачи расширения ассортимента стройматериалов и улучшения их качества и многое другое. Однако фактически эта стратегия начала внедряться еще четыре года назад, когда был принят курс на импортозамещение.
В большинстве сегментов отрасли результаты политики импортозамещения выглядят вполне весомо. Так, по данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), за 2014–2015 годы совокупный импорт цемента уменьшился более чем на 80%, а за 2016 год, по информации портала «Цемент.ру», снизился еще на 36% и составил менее 3,5% от объема, производимого на территории России. Примерно такая же картина с кирпичом и стеклом. По данным ассоциации «Стеклосоюз России», доля импорта в соответствующем сегменте сейчас не превышает 10%, при том что производство растет: за 2016 год выпуск вырос на 6%, примерно такую же динамику в отраслевой ассоциации ожидают по итогам нынешнего года.
Сквозь сырьевой барьер
В то же время для некоторых групп стройматериалов доля импортной продукции по-прежнему остается высокой. Речь прежде всего о продукции, для производства которой в основном используется импортное сырье — например, об однокомпонентной монтажной пене. Ее базовые составляющие — полимерный метилендифенилдиизоцианат (МДИ) и полиолы. До 1991 года МДИ в нашей стране выпускали, однако после распада СССР производства были свернуты и до сих пор не восстановлены. Сегодня мировыми лидерами в производстве этого сырья являются немецкие Covestro и BASF, американские Huntsman и Dow, а также китайская компания Wanhua.
Похожая история и с полиолами, и хотя с 2015 года их изготовление в России возобновили, но пока в минимальных объемах. Неудивительно, что 60% продаваемой в России монтажной пены завозится в виде готовой продукции. По данным Discovery Research Group, основных поставщиков три: польская компания Orion Polyurethanes SP.Z.O.O, немецкая Henkel AG и бельгийская Soudal. А те 40% пены, что все же производятся в России, делаются из зарубежного сырья.
Очевидно, что у небольшого игрока в таких сложных условиях шансов на успех немного: нужны серьезные производственные мощности и опыт вывода новых продуктов на уже сложившийся рынок. Составить конкуренцию европейским производителям, открыв новое для себя направление бизнеса, решила корпорация «Технониколь», до этого специализировавшаяся на тепло— и гидроизоляции, кровельных материалах.
Отвоевать свою половину
У «Технониколь» 51 производственная площадка в семи странах мира — России, Белоруссии, Литве, Чехии, Италии, Великобритании и Германии.
В 2016 году компания открыла свой первый завод по производству монтажных пен. Располагается он в Рязанской области — там же, где у корпорации размещен самый крупный производственный кластер из девяти заводов разного профиля.
Для нового производства реконструировали здание, ранее принадлежавшее заводу ЗИЛ. Оборудование, способное выпускать до 40 баллонов в минуту, по спецзаказу было произведено в Швейцарии, а всего на оснащение предприятия потратили около 500 млн руб. При заводе сразу был создан собственный научный центр, на базе которого разрабатываются новые и адаптируются под запросы потребителей существующие продукты.
Однако основные текущие расходы связаны с закупкой сырья. Чтобы их оптимизировать, сырье покупают в виде химических компонентов и затем формулируют (смешивают) их уже непосредственно на производстве.
Такие разработки позволяют «Технониколь» меньше зависеть от курсов валют и удерживать на оптимальном уровне потребительские цены на продукцию, гарантировать стабильность ее качества, а также разрабатывать новые рецептуры с уникальными свойствами.
В ближайшее время у «Технониколь» появится второй завод того же профиля, в который будет вложено около 600 млн руб. Разместится он в Татарстане на территории особой экономической зоны Алабуга.
«Развитие производства монтажных пен «Технониколь» будет способствовать импортозамещению на российском рынке. Второй завод в Республике Татарстан будет выпускать продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт — в страны СНГ, Восточной Европы и страны Прибалтики», — комментирует операционный директор бизнес-единицы «Мастики и строительная химия» «Технониколь» Екатерина Горячева.
В течение 2018–2019 годов «Технониколь» планирует запустить и третий завод монтажных пен. И в 2019 году совокупные мощности предприятий «Технониколь», составят около 60 млн баллонов в год, что, согласно прогнозам Discovery Research Group, будет сопоставимо с 50% российского рынка монтажной пены.
Стремительно наращивая объемы, «Технониколь» рассчитывает в ближайшие годы войти в тройку крупнейших производителей монтажных пен на территории ЕврАзЭс: таким образом, речь идет уже не только об импортозамещении, а об экспансии на зарубежные рынки.
«Компания «Технониколь» имеет устойчивый бизнес и обладает всеми необходимыми ресурсами для достижения столь амбициозных целей на устоявшемся рынке. Помимо заводов в Рязани и Алабуге мы планируем построить как минимум еще одно предприятие на территории ЕврАзЭс, а также рассматриваем предложения по покупке европейских активов, которые позволят существенно расширить географию присутствия», — отметил президент корпорации Сергей Колесников.