У выпускников университетов недостаточно практических навыков для работы, считает 91% российских работодателей, по данным опроса Росстата и НИУ ВШЭ. При этом более 25% выпускников получают избыточное образование, отмечается в исследовании.
Система образования в России не готова к поставке на рынок сотрудников для развития высокотехнологичных производств, отмечается в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» международной The Boston Consulting Group (BCG). По прогнозам компании, в ближайшие восемь лет стране могут понадобиться от 5,8 млн до 9,2 млн таких специалистов. Подготовка учителей не успевает за современными требованиями образовательных стандартов, а высшее образование стало «всеобщим», но потеряло качество. В странах — лидерах развития экономики знаний (Великобритания, Сингапур, Германия), по данным BCG, в последние годы активно идет пересмотр содержания образования со смещением акцентов с получения предметных знаний на развитие универсальных «навыков XXI века».
Цифровая революция влечет за собой перестройку всей системы образования, заявил в январе на Гайдаровском форуме ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Вызов 1: отбрасывать лишнюю информацию
Один из главных итогов тотальной цифровизации — информационный избыток. Раньше доступ к знаниям и данным был открыт только тем, кто получал высшее образование либо работал в области науки. Сегодня информация перестает быть ценным ресурсом. Ее уже так много, что востребованным навыком становится умение ориентироваться в ней, классифицировать, анализировать и верифицировать, говорит старший вице-президент компании «ПроОбраз» Дмитрий Волошин.
Умение использовать «цифру», по его словам, становится «гигиеническим минимумом», и недостаточно добавить две-три дисциплины в магистерские программы, нужно интегрировать развитие цифровых навыков на всех уровнях образования, «знакомить детей с культурой «цифры» еще в саду».
Вызов 2: проект вместо процесса
Кастомизация предложения, создание продукта под запрос конкретного человека — тренд, характерный не только для производства и бизнеса, но и для образования. Современные университеты должны готовить специалистов не с процессным, а проектным мышлением, отмечает вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян: «Важно научить студента выстраивать коммуникации, понимать навыки проектной работы, обладать предпринимательскими компетенциями в широком смысле. Будет ли выпускник строить свой бизнес или работать в корпорации, неважно».
Распространение самозанятости и расширение индивидуальных зон ответственности в рамках наемного труда приведут к тому, что предпринимательские компетенции к 2025 году будут необходимы минимум 30% трудоспособного населения, по оценкам Global Education Futures.
Вызов 3: учитель должен учиться
Создание условий для реализации индивидуальных траекторий обучения — вызов для нашей системы образования. Десятилетняя подготовка в условиях жесткой дисциплины к сдаче унифицированного экзамена зачастую отбивает у ребенка живой интерес к учебе. Особенно если подготовка самого учителя оставляет желать лучшего: согласно данным международного исследования TEDS-M, средний балл российского работающего учителя математики — 340–380 из 1000.
В экономике, где технологии и знания обновляются очень быстро, учитель должен адаптироваться, отмечают аналитики BCG: за длительный срок работы на одном месте учитель не только не получает новых навыков, но и теряет изначальную квалификацию. А среднестатистический российский учитель — женщина 50 лет, более 20 лет проработавшая в системе образования, 15 из которых — на одном месте.
В итоге университеты вынуждены работать с безынициативными абитуриентами, пытаясь развить их самостоятельность, отмечает основатель Global Education Futures Павел Лукша.
Вызов 4: пожизненное образование
Идея о нескольких карьерных траекториях для одного человека стала реальностью. С учетом увеличения средней продолжительности жизни человека и, наоборот, сокращения жизненного цикла технологии, продукта и даже отрасли каждому из нас как минимум однажды придется осваивать новую профессию. И если раньше высшее образование давало возможность быть успешным на протяжении всей профессиональной жизни, то теперь обязательным условием становится непрерывное обучение.
Российские специалисты «не очень любят учиться по сравнению с европейцами», замечает академический директор Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук: «Во всем мире очень развито так называемое обучение на рабочем месте — работа с менторами и наставниками, обмен опытом между сотрудниками разных подразделений. Мы же больше ценим формальное образование с результатом в виде диплома».
По оценке BCG, большинство людей в России не учатся после 25 лет. В образовательных программах в нашей стране участвуют всего 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров (для сравнения: в развитых странах это 40 и 5% соответственно). Затраты работодателей на обучение собственных сотрудников, по данным того же исследования, в десять раз ниже, чем в Европе. Низкие позиции в категории «обучение на протяжении всей жизни» — одна из причин слабой позиции нашей страны: 56-е место в глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов GTCI (The Global Talent Competitiveness Index).
Вызов 5: средние — ненужные
С учетом быстрой смены технологических укладов университет должен сосредоточиться на трансляции определенных навыков. Междисциплинарные компетенции будут одинаково нужны как специалистам с высокой квалификацией, так и работникам с базовой подготовкой. «Во всех отраслях во всем мире идет процесс «вымывания среднего». Автоматизация и роботы забирают работу у специалистов со средним уровнем квалификации и знаний. В будущем востребованными станут элитные кадры и специалисты с базовыми навыками» — такой прогноз дает Игорь Агамирзян.
В BCG прогнозируют «поляризацию квалификаций» в ближайшие пять—десять лет: востребованными будут профессии наиболее высокой и наиболее низкой квалификации. Количество рабочих мест среднего уровня квалификации будет испытывать наиболее сильное давление новых технологий.
Цифровизация бизнес-процессов, высвобождая время сотрудников для решения более сложных и творческих задач, существенно повысит требования к их квалификации, даст толчок общему усложнению всех профессий.
«Система образования должна стать более гибкой. Без этого любые инициативы и затраты в сфере образования бессмысленны. Люди из века заводских гудков не смогут управлять звездолетами», — говорит Дмитрий Волошин.