К 2023 году до 10% мирового ВВП будет сформировано с использованием технологии блокчейн, прогнозируют в международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Пилотные проекты на блокчейне запускают банки и финтех-компании, ретейлеры, промышленные и транспортные предприятия, а также госорганизации. По данным отчета «Укрепление доверия к правительству», подготовленного IBM Institute for Business Value (2017), девять из десяти руководителей стран планируют в 2018 году инвестировать в разработку блокчейн-решений в области финансовых операций, управления активами, управления контрактами и соблюдения нормативных требований.
От внедрения блокчейна ожидают сокращения операционных расходов (73% респондентов), уменьшения рисков (57%), а также получения дополнительных доходов (51%), приводят результаты опроса ОЭСР среди участников Всемирного экономического форума 2017 года.
В частности, распределенная платформа снижает затраты на устранение ошибок в данных или транзакциях за счет открытого контроля — любые изменения данных возможны, только если участники Сети подтверждают легитимность транзакции в соответствии с общими правилами, говорит Виктор Морозов, директор практики анализа и контроля рисков PricewaterhouseCoopers (PwC) в России. Системы, выполненные с использованием этой технологии, по его словам, повысят доверие между сторонами — участниками информационного обмена и снизят зависимость от центров обработки данных. Благодаря этому блокчейн может использоваться для ведения разнообразных реестров, в процессах контроля государственных инвестиций, социальных платежей.
В цепочках блоков могут храниться записи о продаже недвижимости, государственные реестры и прочая информация. Электронный паспорт на основе блокчейна может даже заменить все другие удостоверяющие документы.
Все данные из блокчейна хранятся на каждом узле, и отключение части узлов никак не влияет на работу сети в целом, отмечает заместитель генерального директора ГК «Программный продукт» Тимур Аитов: «Никто не сможет за вас отправить транзакцию, только вы, от своего имени, подписав ее своим приватным ключом. А все транзакции, которые уже были приняты, — «замайнены» и остаются в блокчейне навсегда».
Пилотное внедрение
По итогам 2017 года глобальные расходы на блокчейн-решения составили $945 млн. Лидируют по инвестициям США, страны Западной Европы и Китай. В результате массового перехода от пилотных проектов к полномасштабному внедрению технологии расходы на блокчейн уже в этом году вырастут до $2 млрд, а к 2021 году — до $9 млрд, прогнозируют в международной IDC.
Согласно результатам прошлогоднего опроса IBM среди более 3 тыс. организаций по всему миру, более трети компаний и ведомств отметили актуальность применения блокчейна. 29% государственных ведомств подошли к апробации технологий. Эстония, например, за счет внедрения блокчейна уже экономит до 2% ВВП в год. В распределенную систему переведены данные электронных медицинских карт более 1 млн граждан страны. Технология используется и для системы голосования e-voting в Эстонии.
В Грузии создан реестр прав собственности на блокчейне, где хранится почти 200 тыс. записей о правах на земельные участки, доступных для просмотра всем желающим. Швеция внедряет технологию в сфере сделок с недвижимостью. А в ОАЭ запустили пилотный проект, чтобы к 2020 году перевести на блокчейн весь государственный документооборот (включая заявки на получение визы, оплату счетов, продление лицензий и пр.).
Российские цепочки
Объем отечественного рынка блокчейн-решений в прошлом году составил около 1 млрд руб., без учета привлеченных в ходе ICO средств (данные Qiwi). Растет интерес к блокчейну со стороны компаний со сложными цепочками поставок и высоким уровнем контрафакта — на рынках продуктов питания, фармацевтики, автокомплектующих, отмечают в британской Ernst & Young (EY).
Сначала результаты от применения технологии ждут в поставках и логистике, финансах, отслеживании уникальных активов, например драгоценных камней, совместном или частичном владении активами, отслеживании авторских прав, автоматизации микротранзакций с IoT (интернет вещей), говорит руководитель центра технологий, медиа и телекоммуникаций EY Юрий Гедгафов.
В дальнейшем развитие блокчейн-инициатив в России прогнозируется в нефтегазовой, энергетической и финансовой отраслях, а также в поддержке сервисов госуслуг, уверены аналитики PwC.
В начале этого года Росреестр зарегистрировал первый договор участия в долевом строительстве с применением технологии блокчейна совместно с «Дом.РФ» (ранее — АИЖК) и Внешэкономбанком. В дальнейшем было зарегистрировано более 250 ДДУ с использованием распределенного реестра.
Центр блокчейн-компетенций Внешэкономбанка, со своей стороны, представил платформу для госзакупок на блокчейне, которая позволит увеличить эффективность государственных закупок на 30%. Банк России разрабатывает возможность создания блокчейн-системы для расчетов между членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Предполагается, что за основу будет взята платформа «Мастерчейн» (на основе Ethereum), которую сейчас разрабатывает ассоциация «Финтех» совместно с ЦБ и российскими банками. На первом этапе платформа будет работать лишь внутри России, в дальнейшем с помощью системы члены ЕАЭС смогут передавать финансовые сообщения в формате SWIFT.
Завышенные ожидания
Однако пока блокчейн остается экспериментальной технологией. Многие вопросы, выявленные при его использовании, еще не решены; например, по производительности решения на блокчейне пока значительно уступают традиционным. При этом на больших объемах такие проекты требуют значительных объемов вычислительных мощностей и существенных энергетических затрат.
Пока «традиционные» технологии дают тот же или более удобный интерфейс для работы пользователей и более высокую скорость обработки транзакций, говорит Виктор Морозов.
Переход на блокчейн — достаточно сложный процесс, требующий экспертизы, которую рынок пока только накапливает. И в вопросе возврата инвестиций также недостает опыта. Не сформированы и стандарты для проектов, говорит Юрий Гедгафов. «Большинство решений реализуется на платформах (Ethereum, Corda, Hyperleger) без формальной сертификации для возможности работы с персональными данными», — отмечает он.
Задачи, связанные с обработкой персональных данных или данных, составляющих коммерческую и государственную тайну, требуют сертифицированной платформы, которая в случае блокчейна включала бы шифрование по ГОСТу, считает Тимур Аитов.
До последнего момента в России использование блокчейн-технологий осуществлялось вне правового поля. Ожидается, что нормативная база по блокчейну и криптовалютам будет сформирована в России до конца 2018 года. Это должно усилить внимание к отрасли со стороны институциональных игроков и, как следствие, заметно расширить возможности компаний по привлечению финансирования.
Ожидания от блокчейна сейчас завышенные, отмечает Юрий Гедгафов, добавляя: «Но потенциал точно есть, и надо пробовать, чтобы не отстать».