— Какие вызовы стоят перед системой подготовки кадров?
— Можно выделить две общемировые тенденции. Одна из них — рост продолжительности жизни при увеличении ее активной части и одновременно многократном изменении жизненного уклада внутри одного поколения за счет быстрой смены технологий. Возможность обучения на протяжении всей жизни становится одним из основных требований к образованию.
Другая тенденция — повышение среднего образовательного уровня населения. Рост количества людей с высшим образованием приводит к потере его элитарности. Многие рабочие должности в сфере производства и обслуживания требуют достаточно высокого культурного уровня, знаний современных технологий и умения быстрой переквалификации. Вместе с тем развитие технологий всегда обеспечивалось творческой прослойкой технической интеллигенции и ученых. Поэтому возник кризис системы подготовки инженерной интеллектуальной элиты. Эта проблема обостряется из-за ускоряющегося развития технологий.
— Чем плоха массовость высшего образования?
— Часто можно услышать, что в Советском Союзе была лучшая система подготовки кадров и все беды от того, что ее сломали. Однако тогда высшее образование получали всего 20–30% лучших выпускников школ. И система, ориентированная на высокий уровень подготовки абитуриентов, просто перестает работать при снижении этого уровня. Не решает она и задачу повышения эффективности подготовки широкого слоя высококвалифицированных исполнителей. Подготовить элиту уже не получается, а для «всеобщего» высшего образования затраты в старой системе становятся слишком высокими. И это тоже общемировая проблема.
Дело вовсе не в количестве современного оборудования и программного обеспечения. Само по себе проникновение новых технологий в вузы не меняет формата и содержания образовательного процесса. И с этой точки зрения университеты в подавляющей своей массе все еще остаются в прошлом веке.
— Каким образом вузы должны перестроиться, чтобы соответствовать требованиям настоящего времени?
— Противоречие между требованиями к массовости и элитарности высшего образования является базовой предпосылкой к радикальной трансформации университета как институциональной сущности.
Сегодня приоритет в получении специальных знаний и навыков уступает место требованиям к навыкам и компетенциям в сфере самообучения, поиска и переработки информации, профессиональных коммуникаций. Без этого в принципе невозможна адаптация к текущим изменениям.
Получение фундаментальных знаний будет актуально всегда, и университеты с этой задачей справляются. А вот обучать современным технологиям можно только на современном оборудовании, содержание и обновление которого при высокой частоте смены технологий эффективно только там, где оно используется, прежде всего по назначению.
В этих условиях просто не обойтись без кооперации с работодателями, а также без передачи им возможности решающего влияния на актуализацию структуры учебных планов и содержание дисциплин. Вуз и сам может выступать в роли работодателя там, где он ведет актуальные исследования, где реализуются профессиональные, а не учебные функции. Например, в бухгалтерии или в ИТ-сопровождении. Или даже в организации питания. Важно интегрировать профессиональную практику в учебный процесс, научить студентов быстро овладевать профессиональными компетенциями, осваивать новые технологии.
Бакалавр должен быть готов к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. В то же время бакалавриат должен служить фильтром для отбора в магистратуру как места интеграции науки и образования. И это программа-минимум.
— А программа-максимум?
— Университеты перестают быть только учебными заведениями. Они должны решать двуединую задачу — обеспечивать генерацию инновационных идей, проектов, бизнесов вместе с подготовкой специалистов, их реализующих, на практике научной и инновационной деятельности обеспечивать подготовку кадров. Университеты должны стать основой новой отрасли экономики — отрасли генерации инноваций.
Нужна интеграция в учебный процесс не только профессиональной практической, но и проектной деятельности. Инновационный университет — это большой бизнес-инкубатор и акселератор стартапов. Причем эти функции должны быть интегрированы в учебный процесс на протяжении всего обучения — с первого курса бакалавриата до последнего курса магистратуры, и далее в режиме консалтинга и дополнительного образования сопровождать развитие инновационных компаний. Я не говорю о создании бизнес-инкубаторов и акселераторов при вузах. Эти структуры во многом себя дискредитировали. Речь именно об интеграции этих функций в учебный процесс. Именно такая трансформация вузов нужна сегодня.
— Какие требования современный рынок труда предъявляет к выпускникам?
— Рынок труда — это существующие рабочие места и работодатели, а экономика требует создания новых предприятий, стартапов, новых высокотехнологичных рабочих мест. Вузы должны не только готовить кадры под существующие рабочие места, но и людей, способных самостоятельно создавать новые технологии, продукты, бизнес и, соответственно, новые рабочие места.
Университетам приходится находить баланс, и это возможно, поскольку требования работодателей тоже меняются. Раньше они приветствовали владение технологиями под конкретное рабочее место, а сейчас — умение быстро овладевать новыми технологиями, работать в команде и в проекте, ставить цели, формулировать задачи и решать их в условиях ограничения времени и ресурсов. Эти же компетенции актуальны и для технологических предпринимателей, только для них акцент еще более смещается на проектную деятельность. Они должны уметь не просто работать в команде и в проекте, а руководить командой и проектом. Вузовская система должна способствовать выявлению и продвижению таких людей через проектную и профессиональную практику.
— Как в погоне за надпрофессиональными компетенциями не утратить подготовку квалифицированных специалистов?
— В проектных командах студенты сами находят себе удобные роли. Понятно, что в лучшем случае 10% станут руководителями проектных команд, но умение работать в команде не элитарное, оно должно быть у всех. Раньше надпрофессиональные компетенции люди получали после окончания вуза на рабочем месте, сейчас наоборот — через надпрофессиональные компетенции студенты получают профессиональные компетенции.
Практика на реальном рабочем месте или в реальном проекте, которая воспринималась как что-то почти факультативное, сейчас становится основой образовательного процесса. А лекция постепенно заменяется самостоятельной работой. Все это полностью меняет требования к организации учебного процесса и преподавателям. Университет должен обеспечивать производство и обновление качественного электронного контента для самостоятельного изучения и удобный доступ к нему с системой контроля, а также сопровождать профессиональную практическую и проектную деятельность студентов. Фактически это новая образовательная модель, в которой ключевыми фигурами становятся преподаватель-практик и преподаватель, способный создавать и актуализировать качественный электронный контент, в том числе лекции и вопросы для самоконтроля.
— Существует ли какой-то единый рецепт успешной трансформации университета?
— Единого рецепта нет. Есть более или менее успешный опыт построения при университетах инфраструктуры, обеспечивающей генерацию инноваций. Но когда в качестве таких успешных опытов приводятся Стэнфордский университет или MIT, понятно, что такой опыт очень сложно применить в России. Хотя бы с учетом совершенно несоизмеримых объемов финансирования, различной внешней среды, исторического контекста и современных условий существования вузов, включая различную законодательную базу и ментальность населения.
В России тоже есть успешные кейсы, и они интенсивно формируются и распространяются в системе опорных вузов, а также при построении сети университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.
Например, мы внедрили проектную деятельность через геймификацию для всех студентов-очников первого курса. Это дает возможность студентам почувствовать, что такое проектная деятельность и командная работа. Далее предполагается освоение студентами стандартов проектирования и более серьезная профессиональная проектная деятельность в профильных специализированных центрах. Время на проектную и практическую деятельность в учебном процессе обеспечивается за счет внедрения электронного контента для самостоятельного изучения вместо лекционных занятий, а также перехода от практики в конце учебного года к сквозной практике в течение всего года. Не утверждаю, что эта модель является уникальной и единственно возможной, но, по крайней мере, она тиражируема.