Оплот стабильности
Госсектор в России обеспечивает более 40% занятости, и является, по данным доклада «От кадров к талантам» международной The Boston Consulting Group (BCG) и Сбербанка, наиболее привлекательным работодателем для граждан, ценящих стабильность.
Россияне, в отличие от европейцев, менее склонны к самостоятельности и риску; и наоборот, им гораздо более присущи конформность и традиционность, по данным European Social Survey — исследования, инициированного Европейским научным фондом (ESF). Из 1,5 тыс. опрошенных порталом Career.ru молодых специалистов 38% видят карьеру в госорганах наиболее привлекательной.
Место массовых ролевых моделей, которые создавали бы позитивный образ предпринимательства и науки, в России занимает собирательный образ чиновника, говорится в докладе BCG и Сбербанка. Госслужба — гарантия социального пакета и возможности пусть и медленного, но продвижения по службе.
Нужны другие управленцы
«Такая концентрация человеческого капитала в одном секторе — огромная возможность, но также и огромный риск, и ответственность», — отмечают авторы «От кадров к талантам». Проблемой руководящего звена, особенно в госуправлении, становится дефицит так называемых надпрофессиональных компетенций — предпринимательского мышления, проактивности, мультидисциплинарности и профессионального кругозора.
Между тем государство стремится к «экономике знаний». Благоприятный сценарий развития — рост спроса на сотрудников категории «знание» к 2025 году до 4,7 млн человек и ежегодное увеличение ВВП на 1,5% — возможен только при условии активного участия государства и компаний с госучастием в трансформации рынка труда, говорится в докладе BCG и Сбербанка.
Соответственно, госуправленцы должны осваивать умение менеджеров самостоятельно принимать решения, критически мыслить, творчески подходить к задачам — это «базовая страховка от профессиональной деформации», говорит помощник Министра экономического развития РФ Татьяна Дьяконова.
Согласно разработанному Агентством стратегических инициатив (АСИ) атласу новых профессий, современные управленцы должны обладать гибкими компетенциями, включая способность работать в условиях неопределенности.
Три года назад Минтруд РФ включил в основу официального перечня квалификационных требований, которыми должны обладать современные чиновники, такие компетенции, как тайм-менеджмент, умение учитывать этнокультурные особенности поведения людей, навыки невербального общения, коммуникации, командной работы.
Массово готовить сотрудников нового формата для федеральных и региональных органов власти, а также крупнейших госкорпораций начали восемь лет назад по поручению президента страны. По состоянию на конец 2017 года в так называемом Федеральном резерве управленческих кадров состояли 1893 человека, в региональном — 8615. Резервисты ежегодно проходят специальную подготовку на базе Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Они изучают ключевые технологические и социально-экономические вызовы, повышают личную эффективность, приобретают soft skills; предусматривает учебная программа и зарубежную стажировку. Выпускниками курса уже стали около 1200 чиновников.
Резерв создает дополнительные социальные лифты, дает широкие карьерные возможности молодым людям и позволяет скорректировать подходы к назначению людей на управленческие должности, считает проректор РАНХиГС, куратор учебной программы Алексей Комиссаров. Топ-менеджеров для государства РАНХиГС готовит совместно с НИУ ВШЭ, МШУ «Сколково» и Корпоративным университетом Сбербанка.
По словам Алексея Комиссарова, в прошлом году по инициативе администрации президента была запущенна новая образовательная программа, набор на которую ведут в Кремле. По новой программе готовят своего рода скамейку запасных на должности губернаторов, руководителей госкорпораций, сотрудников правительства.
Акцент в учебном плане сделан на развитие soft skills, говорит Алексей Комиссаров: участники тренингов учатся эмоциональному интеллекту, прыгают с парашютной вышки, занимаются каньонингом и даже лежали под движущимися БТР. Среди 74 выпускников первого потока восемь новых глав регионов и два министра.
Подготовка лидеров в этом году обошлась бюджету в 59 млн руб. В новый набор из 77 человек попали вице-губернаторы, заместители министров, директора департаментов министерств, депутаты Госдумы, сенаторы, а также финалисты конкурса «Лидеры России» — это один из инструментов для привлечения кадров из сфер, не связанных с госслужбой.
Кадровая реформа госслужбы, считают в Минэкономразвития, завершится, когда будет организован полный HR-цикл: профилирование должностей, создание единой модели компетенций, внедрение системы управления деятельностью, постановка и оценка целей (проектные и КПЭ), обучение, карьерное планирование, горизонтальные ротации, комитеты по талантам.
На коротких курсах управлять страной не научишься, считает директор Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ Николай Клищ: «Люди знакомятся, налаживают горизонтальные связи, но получить узкопрофильные знания на таких ивентах невозможно: у одних одна специфика, у других — другая, и этих особенностей учебный план программы не учитывает». Зарубежные образовательные программы, по его словам, носят узкоспециализированный характер: слушатели не изучают философию госслужбы, а анализируют, например, особенности бюджетной политики в разных странах мира.
Кем управлять?
Однако действующая модель «социальной занятости», многоуровневая иерархия, где все вопросы решает руководитель выше, и отсутствие высококвалифицированных рабочих мест, присущих технологичной инновационной экономике, не позволяют политическим управленцам максимально эффективно использовать приобретенные знания, говорит Татьяна Дьяконова.
Руководителям нового типа управлять будет некем, пока у широких слоев граждан не появится стимулов для саморазвития и самовыражения в профессии, отмечают авторы доклада «От кадров к талантам». Сегодня «низкий уровень оплаты труда не позволяет населению перейти от выживания к самовыражению», подчеркивают авторы исследования.
На эффективных рынках труда ценность человеческого капитала транслируется через уровень оплаты: с повышением профессиональной ступени растет средний доход, и это дает рынку сигнал о наличии спроса на квалификацию категории «знание», стимулирует выбор более сложных профессий и развитие компетенций. Например, в Германии и США разница между средними доходами врача и водителя составляет 172 и 261% соответственно, в России — лишь 20%.
Развитию человеческого капитала в России будет способствовать, в том числе, привлечение в госсектор критической массы руководителей, имеющих успешный опыт реализации задач в коммерческой сфере, отмечают аналитики BCG и Сбербанка.
«Госкомпании сегодня активно берут людей, готовых добиваться результатов и умеющих ориентироваться в конкурентной среде. Как правило, такие менеджеры вырастают в больших коммерческих компаниях», — отмечает HR-директор компании Usetech Леся Марущак-Белозерова.