Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Борщевой набор — локомотив для агробизнеса»

Фото: Дмитрий Косолапов для РБК
Фото: Дмитрий Косолапов для РБК
Об эффекте санкций и перспективных проектах в сельском хозяйстве РБК+ рассказал директор «АФГ Националь НН» Валерий Масланов. 

— Насколько сегодня в регионе благоприятная конъюнктура для развития агрокомплекса? Эффект девальвации и антисанкций сохраняется?

— Санкционная политика на продовольственном рынке дала возможность российским производителям овощей работать более эффективно. Пять-шесть лет назад на прилавках наших супермаркетов, например, лежала исключительно импортная морковь, мытая, в пакетах. Теперь такая морковь производится, моется и фасуется в России.

Если раньше весь Евросоюз поставлял морковь в Россию, сегодня с учетом ввоза моркови только из Израиля и Белоруссии мы почти полностью замещаем импорт. И потенциал роста рынка по-прежнему высокий. Если появятся еще пять-шесть производителей, мы ничего не потеряем.

В Нижегородской области мы начали заниматься морковью в 2016 году: приобрели парк специальной полевой и складской техники, построили по голландской технологии хранилище с холодильным оборудованием, которое позволяет сохранять овощи до мая-июня. Наше хранилище объемом 18,5 тыс. т перекрывает мощности всех голландских складов. Сегодня агрохолдинг ежегодно выращивает свыше 20 тыс. т моркови — это 90% ее производства в регионе.

Ограничения на ввоз картофеля из ряда стран в Россию были введены шесть лет назад, за это время технологии выращивания и хранения картофеля сильно продвинулись: мы перешли на более эффективную ширину посадки в 90 мм, построили современное картофелехранилище, создали самую крупную в регионе систему орошения (более 3,5 тыс. га), позволяющую не зависеть от погодных условий.

— То есть производство так называемого борщевого набора — динамичный сегмент для инвесторов в АПК?

— Да, это практически локомотив. Крупные холдинги и средние предприятия приходят на рынок овощей открытого грунта. Начав с картофеля и моркови, мы начали заниматься и чесноком, но пока это пробная позиция. Сегодня 90% чеснока в нашей стране из Китая. Объемы потребления чеснока значительно меньше, чем моркови и картофеля. Его выращивание для внутреннего рынка требует предельно четкого понимания конъюнктуры.

Лук «АФГ Националь» выращивает на юге России — так эффективнее, но мы не исключаем возвращения этой культуры в Нижегородскую область.

— В чем преимущество объединения производства с дистрибуцией?

— Принцип «от поля до прилавка» позволяет исключить посредника, что влияет не только на цену, но и на качество овощей. В целом вертикальная интеграция в АПК создает преимущества и по отпускным ценам, и по закупочным — за счет объемов закупок техники, топлива и прочего.

— Какие технологии позволяют повышать качество продуктов?

— Мы делаем ставку на искусственное орошение из артезианских источников, позволяющее не только повысить урожайность в полтора раза, но и обеспечить качество. Использование современной сельхозтехники и навигационных систем дает возможность с максимальной точностью нарезать гребни над клубнями — то, что садоводы называют окучиванием. Кроме того, благодаря современным технологиям хранения мы практически без болезней можем сохранять продукт. Высокотехнологическое оборудование, вентиляционные системы позволяют долго сохранять полезные свойства овощей.

— Как вы видите дальнейшее развитие компании?

— Мы продолжаем улучшать качество продукции, планируем увеличение объемов производства и расширение ассортимента. Это невозможно без качественных семян. Обеспечение себя посадочным материалом — одна из основных задач нашего семеноводческого хозяйства. Мы сотрудничаем с европейскими поставщиками первоначального материала — суперэлиты или суперсуперэлиты.

Семеноводство — одно из слабых мест в российском сельском хозяйстве. Стоимость одного килограмма элитных семян при поставках из-за рубежа составляет €1,2–1,4. Государство сегодня вынуждено субсидировать поставку семян. Необходимо развивать семеноводство, разрабатывать свои сорта, которые были бы приемлемы для нашей полосы. Это проблема государственного масштаба, и решаться она должна на правительственном уровне.

Скачать Содержание
Закрыть