Российский рынок бизнес-авиации демонстрирует в последние годы завидную стабильность, а в отдельные месяцы и впечатляющий рост. Особенно заметно это было летом 2018 года, когда к традиционно высокому отпускному спросу прибавился еще и чемпионат мира по футболу. По данным европейской системы онлайн-бронирования рейсов деловой авиации Avinode, количество заявок на прилет с 7 июня 2018 года и до дня финала 15 июля в московский терминал Внуково-3 увеличилось на 111%. Чартеры в аэропорт Кольцово (Екатеринбург) запрашивали на 1102% чаще обычного. В классе бизнес-джетов Heavy Jets заказывали на 187% больше, чем в 2017 году. VIP-лайнеры также переживали небывалый подъем — для полетов в принимающие чемпионат города их запрашивали на 1702% чаще обычного. Правда, у Avinode нет данных, сколько запросов было реализовано, но в том, что интерес был ажиотажным, сомнений нет.
Частный спрос
«Во время ЧМ-2018 мы наблюдали впечатляющий интерес к частной авиации в принципе. Даже те, кто никогда не летал бизнес-джетами, запрашивали стоимость сразу по нескольким городам — участникам турнира, — рассказывает Алишер Эльмурадов, совладелец компании LL Jets (чартерный брокер). — Интересовались турагенства и частные лица, правда, в большинстве своем это был холостой спрос. После выхода команд из своих групп начались отмены рейсов и переносы в другие города. Рынок с этим успешно справился».
Спрос на услуги частных самолетов во время чемпионата был настолько велик, что в годовом выражении может вывести рынок на новый уровень. «Чемпионат мира по футболу, безусловно, поднял трафик бизнес-авиации на очень высокую планку, и в ближайшие годы его будет сложно повторить. По нашей оценке, в общегодовом исчислении он может добавить 3,5–4,5% роста», — делится мнением Дмитрий Петроченко, руководитель проекта Bizavnews.ru.
Степень загруженности терминалов в дни проведения футбольных матчей напомнила докризисные — накануне 2008-го и 2014 годов. Например, в петербургском терминале бизнес-авиации «Пулково-3» в период проведения полуфинальных матчей был установлен абсолютный рекорд по обслуженным рейсам и пассажирам за сутки. Только 11 июля через терминал прошло 1338 пассажиров, всего же в период с 8 по 11 июля компания обслужила 593 рейса и 2718 пассажиров. Таким образом, впервые петербургский терминал превысил соответствующий показатель московского «Внуково-3» за тот же период. Подавляющее большинство рейсов пришлось на самолеты класса Long Range Jets и бизнес-лайнеры. В аэропорту Казани, где проходил четвертьфинал, авиакомпании выполнили 70 оборотных рейсов для перевозки команд и болельщиков, а также более 250 рейсов деловой авиации.
После шквалообразного спроса на чартеры в июне-июле 2018 года, последний месяц лета выглядел менее эффектно, хотя тоже принес рекорды и не только России.
По данным немецкого консалтингового агентства WINGX Advance, в Европе в этот месяц было выполнено 83230 рейсов бизнес-авиации, это на 8% ниже июльского пика, но на 2,4% выше августа 2017 года и всего последнего десятилетия. В России частные перелеты выросли в августе на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Восходящий тренд отечественного рынка, однако, может быть остановлен давлением геополитических событий. «В случае ужесточения санкций 2018 год может закончиться «по нулям» или уйти в незначительный минус», — говорит Дмитрий Петроченко.
Стабильный флот
Если говорить о предпочтениях российских собственников частной авиатехники, то они продолжают тяготеть к вместительным дальнемагистральным самолетам, хотя на рынке появляются и средние категории бизнес-джетов. Владельцы, как правило, аффилированы с крупнейшими корпорациями страны, поэтому с одной стороны, притока новых владельцев самолетов практически не наблюдается, но с другой, объем парка бизнес-джетов не уменьшается. Таким образом, флот бизнес-джетов у российских собственников мало меняется в количественном выражении из года в год. По экспертным оценкам, (официальной статистики по-прежнему не существует), это от 300 до 450 самолетов. Из них только 74 зарегистрированы в российском реестре, такие данные приводит международный онлайн ресурс JetNet по состоянию на апрель 2018 года.
Несмотря на непопулярность российского реестра, в стране успешно работает ряд отечественных авиакомпаний. Их несомненными преимуществами отечественных компаний является беспрепятственная возможность выполнения внутренних рейсов, оперативность в выполнении полетов из-за близости аэропортов базирования к местонахождению потенциальных заказчиков, русскоговорящие экипажи, меньшая стоимость обслуживания в аэропортах по сравнению с иностранными эксплуатантами.
Иностранные операторы, впрочем, тоже успешно работают на российском рынке, крупнейшие из них — Vista Jet, Global Jet Concept, Air Hamburg, Jet Story, Emperor Aviation. Ключевыми преимуществами зарубежных авиакомпаний для собственников бизнес-джетов является прозрачная история эксплуатации и, как следствие, возможность выгодно продать самолет на вторичном рынке, широкие инструменты привлечения финансирования покупки бизнес-джета. С точки зрения пассажиров чартерных рейсов это еще и высокий шанс «поймать» empty leg в Европу, то есть возможность сэкономить на чартере от 30 до 70%.
Между тем за самих пассажиров компании начали бороться, используя соцсети: тотальная диджитализация не оставила в стороне и консервативную деловую авиацию. «Каждая компания надеется привлечь из сетей как корпоративных клиентов (b2b), так и прямых. В России особенно популярен Instagram, в Европе картину дополняет LinkedIn, а также Twitter в Англии», — рассказывает Юрий Дзун, партнер по развитию бизнеса в международной компании Aviapages. Многие британские брокеры создавали страницы на своих сайтах, посвященных чемпионату мира по футболу, что позволяло привлечь потенциальных клиентов. Юрий Дзун считает, что рост интенсивности обмена данными приведет к многообразию бизнес-моделей на рынке и стандартизации цифровых процессов.