#9 Образование, 19 сентября 2018
Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Айтишники с MBA: какие топ-менеджеры требуются компаниям

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Спрос на ИТ-специалистов с дипломами магистров бизнес-администрирования растет, и бизнес-школы предлагают все больше программ с фокусом на технологии.

По мере развития цифровизации бизнеса меняется спрос на специалистов и требования рынка труда к ним. В 2004 году в России было опубликовано 12 тыс. вакансий в этой сфере, по итогам 2013 года их было уже более 200 тыс., а в 2017-м — более 352 тыс., по данным HeadHunter (hh.ru). Только в период с 2006 по 2014 год, согласно подготовленном службой исследований hh.ru отчету, на этом рынке появились 23 новые позиции. К 2030 году, согласно «Атласу новых профессий» Агентства стратегических инициатив (АСИ), возникнет по меньшей мере 186 новых цифровых специальностей. Последние три года стабильно растет доля вакансий в высшем ИТ-менеджменте с упоминанием требования о наличии диплома MBA, рассказали РБК+ в hh.ru: в 2016 году таких вакансий на портале было опубликовано 38, в 2017 году — 62, а за восемь с половиной месяцев текущего года — уже 84.

В России пик спроса на ИТ-менеджеров пришелся на начало 2000-х, говорит директор Школы ИТ-менеджмента РАНХиГС Александр Соколов: «Сейчас мы наблюдаем плавный рост спроса на специалистов-управленцев в этой сфере, а тогда спрос был просто взрывной». Тогда же в бизнес-школах России стали появляться отдельные направления по подготовке менеджеров для отраслей, в которых начались процессы цифровизации. В 2001 году, в частности, была открыта, а с 2004 получила право готовить специалистов по программам MBA школа ИТ-менеджмента РАНХиГС. В 2007-м — «МВА — ИТ-Менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.

По данным Александра Соколова, с 2003-го по 2008-й число студентов росло каждый год примерно в полтора раза по отношению к предыдущему набору.

Сегодня в «Индексе популярности бизнес-школ» портала «MBA в Москве и России» по итогам августа 2018 года отдельные строки занимают две школы, специализирующиеся на информационных технологиях, — Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ (восьмое место среди 45 российских учебных заведений, где можно получить диплом MBA) и Школа ИТ-менеджмента РАНХиГС (11-е место). Остальные школы представлены в рейтинге без деления на специализации. Среди них ИТ-направление сегодня имеет Высшая школа бизнеса госуниверситета управления (второе место), Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (4-е место) и Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО, где программа MBA «Цифровая экономика» ведется совместно с МФТИ (14-е место).

По словам главы Российской ассоциация бизнес-образования (РАБО) Сергея Мясоедова, сам бизнес в стране лишь начинает адаптироваться к новым цифровым реалиям, поэтому программы с упором на технологии, рассчитанные на топ-менеджмент, только формируются. Рост количества MBA-программ с ИТ-специализацией, по его прогнозу, можно ожидать в ближайшие три-четыре года.

Диктатура рынка

Рынок диктует потребность в грамотных ИТ-управленцах с хорошим бэкграундом, отмечает Александр Соколов: «Даже если не брать в расчет малый бизнес, в России сейчас порядка ста тысяч крупных и средних предприятий, и на каждом из них должен быть свой ИТ-управляющий». Таких специалистов, которые имеют дипломы MBA, по подсчетам РАНХиГС, всего несколько тысяч.

Требования к топ-менеджерам изменились, отмечает управляющий партнер Odgers Berndtson (компания работает в сфере поиска, оценки и развития руководителей высшего звена) Роман Тышковский: если раньше основной фокус руководителей был направлен на продажу продукта и сегментирование рынка, то сейчас «управленцы хотят говорить с разработчиками на одном языке, понимать, как работают системы».

ИТ-специалист с базовыми образованием и навыками — не тот, кто теперь нужен бизнесу, говорится в августовском релизе «Динамика и тренды «цифровых профессий» международной PricewaterhouseCoopers (PwC). Спрос на квалифицированных и опытных продуктовых менеджеров, аналитиков и аудиторов информационной безопасности, специалистов по машинному обучению, искусственному интеллекту, интернету вещей, облачным вычислениям растет не только в ИТ-отрасли, но и в сфере финансов, здравоохранении и обслуживании, производственных и государственных компаниях, говорится в аналитическом отчете.

Руководитель направления «ИТ-Менеджмент» МИРБИС Михаил Агеев рассказывает, что в школе идет постоянный рекрутинг преподавателей, способных готовить сотрудников системных интеграторов, работников крупнейших компаний-пользователей ИТ-услуг (таких как, например, «Газпром») и представителей ИТ-компаний — вендоров. Регулярно обновлять педагогический состав, по словам Агеева, заставляет в том числе необходимость привлекать опытных практиков в тех нишах, в которых работает большинство слушателей.

Бум в 2013 году проектов, связанных с криптовалютами, спровоцировал резкий рост спроса на специалистов по блокчейн, говорит основатель рекрутинговой компании Liberam Ричард Берджесс-Келли: их дефицит привел к тому, что зарплаты в этом сегменте поднялись до $500 тыс. в год, и потребность рынка в них будет закрыта еще не скоро.

Менеджер западного образца

Развитый западный рынок бизнес-образования быстро реагирует на подобные запросы, говорит сооснователь сервиса поиска и бронирования бизнес-образования Coursalytics.com Алексей Долинский: модули по блокчейн-технологиям уже есть и в Беркли, и в Национальном университете Сингапура, и во многих других бизнес-школах, замечает Долинский. Западные программы ИТ-MBA весьма разнообразны. «В них есть как технологическая часть, посвященная решениям, которые могут радикально повысить эффективность бизнеса, так и лидерское направление, в рамках которого учатся внедрять изменения, добиваться их устойчивости, преодолевать сопротивление. Поэтому они полезны как технологическим специалистам, так и управленцам с минимальным пониманием ИТ», — говорит Алексей Долинский.

Есть MBA-программы, заточенные именно на обучение работе с ИТ-специалистами, — например, двухдневный семинар в Sloan School of Management Массачусетского института технологий или недельная программа в бельгийской бизнес-школе Vlerick.

Диплом для опытных

По словам Михаила Агеева из МИРБИС, в российской практике есть примеры, когда люди без соответствующей подготовки успешно проходили обучение по программе МВА «ИТ-менеджмент». Один из студентов школы, по первому образованию специалист в области ядерной физики, работал на позиции директора по развитию бизнеса в производственной компании. Грянул кризис, ИТ-директор покинул компанию, и директора по развитию, не имевшего ранее отношения к сфере ИТ, но хорошо зарекомендовавшего себя как управленца, назначили новым руководителем технологического направления в компании и дали возможность повысить компетенции. «Он поступил к нам, упорно работал все два года — и в итоге защитил лучшую работу в своей группе», — рассказывает Михаил Агеев.

Требования к абитуриентам, поступающим на любые программы MBA, по стандарту Министерства просвещения РФ предусматривают наличие высшего образования и как минимум двухлетний стаж работы. В школах, где преподается ИТ-менеджмент, требования могут быть выше: например, в РАНХиГС не принимают тех, кто моложе 28 лет. «Мы также не берем на эту программу людей, которые не имеют технического образования и по сути нуждаются в профессиональной переподготовке», — уточняет Александр Соколов.

«Мы хотим видеть у наших студентов по крайней мере трехлетний опыт работы — и стремимся к тому, чтобы этот показатель достиг десяти лет», — говорит ректор Университета РАУ Вадим Шабельников. Директор со стороны Швейцарии программы MBA in Digital Finance, реализуемой Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом и Университетом Калайдос (Цюрих) Бернхард Койе уверен: кандидат на обучение должен иметь практический или солидный теоретический опыт.

«Мы стараемся не допускать такой ситуации, в которой наши слушатели имеют большой разрыв в уровне подготовки», — говорит Елена Попкова, директор программы CROC MBA (реализуется учебным центром системного интегратора «Крок» совместно с Высшей школой бизнес-информатики НИУ ВШЭ).

Тем не менее разный уровень подготовленности студентов в одной группе — это реальность, с которой так или иначе сталкиваются все школы. «Попав на обучение, я искренне удивлялась, что кто-то может не знать, что такое ERP или CRM», — комментирует генеральный директор агентства PR Partner Инна Анисимова, недавно закончившая курс в испанской бизнес-школе IESE.

На программах, посвященных узким направлениям в ИТ, участие как технических, так и нетехнических специалистов только приветствуется, утверждает Алексей Долинский: «Одни лучше воспринимают социальное значение, возможности применения технологий, а другие — саму суть технологии».

Те, кто приходит на программы MBA с ИТ-специализацией неподготовленными, должны понимать, что придется осваивать больше материала, и школы готовы идти им навстречу, предоставляя дополнительные консультации и литературу, говорит Михаил Агеев.

Двигатель карьеры

С ростом потребностей бизнеса в управленцах, способных внедрять и эффективно использовать технологии, будет расти и заработок таких специалистов. Многие менеджеры убеждены, что МВА с фокусом на технологии может стать стимулом нового рывка в карьере, говорит Роман Тышковский. Обычно ожидания специалистов от получения диплома MBA, по его словам, включают повышение дохода на 20–50% в среднесрочной перспективе.

Примерно треть тех, кто рассчитывал на рост карьеры и доходов, достигают существенно большего успеха, чем ожидали. Опрос выпускников Школы ИТ-менеджмента РАНХиГС в 2016 году показал: 35% из них стали генеральными директорами либо собственниками компаний. 90% выпускников зарубежных MBA, согласно данным английской компании Carrington Crisp Research (2016), диплом MBA помог в развитии карьеры.

Сфокусированность на одной из самых динамично развивающихся отраслей, отработанные кейсы аналогичных компаний и связи среди выпускников этого сектора могут помочь в самых неожиданных ситуациях, отмечает Роман Тышковский.

Компетенция «Инновации в образовании требуют четких правил игры»
Содержание
Закрыть