— Международные эксперты прогнозировали рост спроса на сталь на российском рынке в 2018 году. Каковы ваши ожидания по итогам года?
— Эксперты действительно ожидали рост спроса на сталь в 2018 году, но мы видим, что по большинству продуктов спрос не превысил значений прошлого года, а по некоторым даже показал отрицательную динамику. Уровень цен на внутреннем рынке тоже оказался ниже ожидаемого, поскольку профицит мощностей и рост импорта из ближнего зарубежья создали избыточное предложение.
— Спрос на железнодорожную продукцию «Евраза» во многом формируют потребности РЖД. Железнодорожники в текущем году наращивали объемы работ по ремонту путей. Как это сказалось на загрузке мощностей вашего Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК)?
— Масштаб ремонтной кампании РЖД растет, рельсобалочный стан в Новокузнецке загружен на 100%. При этом взаимодействие с РЖД становится все более разносторонним. Так, мы совместно создаем новые продукты, для чего сформирована специальная рабочая группа, организовано кросс-функциональное взаимодействие между представителями Западно-Сибирской железной дороги и «Евраз ЗСМК». В августе «Евраз» уже во второй раз провел международную конференцию, посвященную вопросам производства и эксплуатации рельсов. Мы планируем сделать это мероприятие регулярным, как и визиты представителей РЖД на наше производство.
В мире усиливается интерес к особым видам рельсов, предназначенным для определенных условий эксплуатации. Мы стараемся соответствовать этой тенденции. Недавно мы отправили на полигонные испытания в Щербинке новые рельсы повышенной износостойкости для сложных условий эксплуатации. В следующем году рассчитываем начать поставки. Этот продукт появился по запросу РЖД в результате нашей совместной работы. Ведь в Сибири и на Дальнем Востоке много грузонапряженных маршрутов, а также сложных участков с подъемами-спусками и крутыми кривыми, где рельсы испытывают повышенные нагрузки. Предварительные испытания показывают, что износостойкость рельса будет на 40% выше.
Другой наш новый рельс предназначен для высокоскоростных магистралей. Также мы освоили рельсы для скоростного совмещенного движения, по которым можно пускать и пассажирские поезда со скоростью до 250 км/ч, и грузовые составы. Есть в нашем портфеле и рельсы низкотемпературной надежности — они отлично переносят температуру до минус 60°С. Мировой опыт показывает, что мы выбрали правильное направление.
— Какие разработки на ближайшую перспективу вы считаете наиболее актуальными?
— Мы прорабатываем проект по созданию рельсосварочного производства на базе «Евраз ЗСМК», которое позволит нам перейти на поставки рельсов в плетях (рельсы, сваренные из нескольких частей, уложенные в бесстыковый путь. — РБК+). Мы видим интерес со стороны РЖД к этой инициативе, исследуем лучшие технологии, общаемся с поставщиками оборудования. Сварка рельсов в плети повысит безопасность движения и сократит расходы на содержание дорог. При этом предполагается, что сварочная технология, которую мы будем применять, увеличит стойкость стыка в три раза.
Еще одна актуальная для нас тема — увеличение ресурса рельса. Гарантия, которую мы сейчас даем РЖД, значительно превышает лучшие мировые показатели. На полигонных испытаниях наши рельсы общего назначения уже превысили показатель 1,3 млрд т брутто, установив рекорд среди российских образцов. Испытания продолжаются, и отметка 1,5 млрд т брутто уже близка.
Продолжает расти спрос на железнодорожные колеса. Летом мы запустили на «Евраз НТМК» (Нижнетагильский металлургический комбинат. — РБК+) пятую линию полнопрофильной обработки колес мощностью 66 тыс. штук в год. Сейчас анализируем дальнейшие шаги по развитию производства. В частности, мы приняли инвестиционный проект по расширению мощности колесобандажного цеха «Евраз НТМК», который предусматривает оптимизацию линий механической обработки, выходного контроля и прессо-прокатной линии. Реализация проекта позволит увеличить поставки колес на 78 тыс. штук в год. Также мы рассматриваем инвестиционный проект по строительству второго цеха по производству колес мощностью 200 тыс. штук в год.
— Как вы оцените уровень автоматизации и роботизации в российской стальной отрасли?
— Мы изучаем лучшие мировые практики, выбираем самые актуальные, дорабатываем их с учетом своих потребностей. Так, в колесобандажном цехе «Евраз НТМК» практически на каждом этапе производства работают роботы-манипуляторы, которые автоматически передают заготовку и помещают ее в станок или под пресс. Интеллектуальная система установлена и на автоматизированном складе железнодорожных колес, она подсказывает крановщику, куда переместить колесо.
В рельсобалочном цехе «Евраз ЗСМК» работают две линии неразрушающего контроля (ЛНК). Все оборудование здесь полностью автоматизировано. На участке отделки 100-метровых рельсов ЛНК контролирует прямолинейность рельсов, определяет наличие внутренних и внешних дефектов, соответствие геометрических параметров продукции ГОСТу, европейским стандартам и американскому стандарту AREMA (Американская ассоциация железнодорожной техники и эксплуатации железнодорожных путей. — РБК+). На линии отделки 25-метровых рельсов мы используем установку эхоимпульсного ультразвукового контроля, которая позволяет выявлять внутренние дефекты в рельсах любого типа, в том числе в остряковых рельсах сложного профиля. Аналогов этому оборудованию в России нет.