Участники российского рынка консультационных услуг выделяют две основные тенденции. С одной стороны, отмечается некоторая его стабилизация и даже признаки роста в отдельных направлениях, в том числе в сфере сопровождения инвестиционных процессов. «Мы наблюдаем позитивный тренд в динамике объемов рынка консалтинговых услуг, — говорит вице-президент сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов. — В частности, в летний период мы отметили значительный рост количества запросов на проведение предынвестиционных исследований». Оживление рынка эксперт связывает с окончанием электорального цикла: «Подтвердилась та политическая стабильность, на которую ориентируется рынок, был определен баланс сил, и после окончания президентских выборов предварительно достигнутые договоренности начали оформляться».
С другой стороны, общие проблемы, связанные с низкими темпами роста экономики в целом, никуда не делись. «Минимальный экономический рост и прогнозируемое снижение роста в 2019 году не позволяют ожидать значительного увеличения рынка консультационных услуг, — полагает вице-президент по консалтингу ФБК Grant Thornton Валерия Полякова. — Например, изоляционизм на рынках капитала, с одной стороны, предоставляет возможности для развития отечественных информационных технологий, с другой — не способствует развитию услуг, связанных с сопровождением международных сделок — IPO, SPO, подготовкой международной отчетности». Вместе с тем Валерия Полякова отмечает, что высокая неопределенность в деятельности компаний, обусловленная как торговыми и валютными войнами, так и сложностью прогнозирования вектора развития отечественного законодательства, создает спрос на услуги, связанные с внутренним контролем и управлением рисками, в том числе с риск-ориентированным бюджетированием.
Гендиректор АКГ «Уральский союз» Марина Ризванова также отмечает большую роль изменений в законодательстве и усилий фискальных органов в развитии рынка консалтинга. Правда, по ее мнению, эффект проявляется неоднородно в разных сегментах. Так, по общеправовому консалтингу видится сжатие рынка, поскольку предприятия стараются максимально задействовать «внутренних» юристов даже на непрофильных для них направлениях работы. Налоговый же сегмент сравнительно стабилен по спросу, но денег у налогоплательщиков все меньше, поэтому при растущем спросе выручка от данного направления сравнительно стабильна.
В целом, по мнению Марины Ризвановой, цены на консалтинг плавно снижаются из-за падения платежеспособности подавляющего большинства клиентов. «Консультанты зависимы от общей экономической ситуации и не могут жить лучше, чем страна, где они работают. Поэтому основным ценообразующим фактором является желание получать заказы, пусть и за меньшую цену, но не оставаться без выручки из-за высоких расценок», — поясняет эксперт.
Другие участника рынка придерживаются аналогичной точки зрения. «Зарплаты консультантов и цены на услуги консультационных компаний растут темпами ниже уровня инфляции, и эта тенденция наблюдается уже не первый год, с начала экономического спада в 2014 году», — делится наблюдениями гендиректор «2К-Аудит» Тамара Касьянова. При этом она отмечает: несмотря на падение цен на услуги, за счет расширения физических объемов рынка выручка консультантов в целом увеличивается — по итогам 2017 года темпы ее роста превысили уровень потребительской инфляции и оказались примерно на уровне «инфляции, рассчитанной на основании тарифов и других характерных для аудиторских организаций статей расходов».
«По-прежнему непростая ситуация на рынке очень сильно давит на цены, — говорит Ильгиз Баймуратов. — У нас не произошло восстановления уровня цен консультантов до докризисной планки — это факт, и вряд ли оно произойдет в ближайшее время». По его словам, наблюдается высокая ценовая конкуренция в определенных сегментах рынка консалтинга, а также курс предприятий на сокращение операционных расходов, в том числе и на услуги консалтинга, и это давление, по-видимому, в ближайшее время никуда не уйдет.
Валерия Полякова отмечает еще одну тенденцию: наблюдается смещение принятой на рынке системы ценообразования «затраты плюс» (которая, в свою очередь, также прошла трансформацию от почасовых ставок, оплачиваемых клиентом, к фиксированной стоимости услуг) к системе вознаграждения на основе success fee, пришедшей из инвестиционного консультирования. Иными словами, клиенты хотят, чтобы уровень вознаграждения консультанта зависел от конкретного результата его деятельности с точки зрения бизнес-интересов заказчика.
Линейка предложений
Говоря о наиболее востребованных видах консультационных услуг, эксперты выделяют сразу несколько сегментов в отличие от предыдущих лет, когда в фокусе внимания были в основном налоговый и юридический консалтинг.
«Лидеры роста — кадровый консалтинг, ИТ-услуги. А также финансовый консалтинг — там по большей части речь идет об аутсорсинге: составление отчетности по МФСО, управленческой отчетности и т.д.», — говорит Тамара Касьянова. По ее мнению, спрос на ИТ-консалтинг во многом связан с импортозамещением (многие предприятия переходят на более дешевые отечественные программные продукты, и требуется их внедрение и сопровождение), а также с переходом на облачные технологии. HR-консалтинг востребован во многом в силу того, что в промышленности дефицит инженерных и рабочих кадров, способных работать на современном оборудовании, требуется обучение и переподготовка сотрудников. Аутсорсинг бухгалтерских и учетных функций — следствие желания оптимизировать операционные расходы.
Марина Ризванова выделяет также рост сегмента бухгалтерского консалтинга, в том числе с внедрением ИТ-решений: «Он особенно популярен в малом бизнесе, когда содержание штатного бухгалтера накладно, а нормальный учет — необходим».
Отмечают участники рынка и оживление рынка инвестиционного консультирования. «Мы наблюдаем всплеск активности в сфере M&A, это сказалось на росте востребованности консультационных услуг. Та же ситуация на рынке услуг по оценке — требуется оценить бизнес, прежде чем его продавать или производить другие операции», — говорит Ильгиз Баймуратов. «Если в последние годы динамика на рынке M&A во многом объяснялась сделками по продаже неприбыльных и непрофильных активов, а также приобретением активов компаний-банкротов, то сегодня в фокусе еще и венчурные инвестиции в высокие технологии», — отмечает Валерия Полякова.
Впрочем, и налоговый консалтинг никуда не делся. «Причины его востребованности — прессинг со стороны налоговиков, стремящихся любыми способами наполнить бюджет. Большинству предприятий в текущих условиях выживать и так непросто, в связи с чем те суммы доначислений, с которыми раньше спокойно расставались, сейчас уже оспаривают», — говорит Марина Ризванова.
«В сфере налогового консалтинга рынок ставит перед нами новые задачи, связанные с внедрением обмена информацией между странами. Кроме того, не будем забывать про вторую волну налоговой амнистии, которая была запущена в этом году в России», — добавляет Ильгиз Баймуратов. Еще один тренд, который он отмечает, — рост сегмента tax compliance: компании рассматривают варианты возложения функции по налоговому комплаенсу на внешнего консультанта, аналогично аутсорсингу учетных функций.
Портрет потребителя
Главным образом консалтинговыми услугами пользуется крупный бизнес с международным присутствием и большим разнообразием российских операций, полагает Ильгиз Баймуратов. При этом активно консультируются крупные металлургические предприятия, компании из таких секторов, как фармацевтика и сельское хозяйство.
По словам Тамары Касьяновой, основные заказчики — представители крупного бизнеса и «среднего, который ближе к крупному». Типичные же представители среднего, а тем более малого бизнеса привлекают внешних консультантов только для проведения совершенно необходимых услуг — аутсорсинга бухгалтерского учета либо точечных работ, которые выгоднее отдать на аутсорсинг. А крупный бизнес способен на постоянной основе привлекать консультантов на оказание ИТ-услуг, внедрение программного обеспечения, переход на облачные технологии, оценку персонала.
Аналогичной точки зрения придерживается и Валерия Полякова: она считает, что спрос на консалтинг в основном генерируют крупные компании, но одновременно отмечает рост спроса со стороны среднего бизнеса, поскольку на рынке консалтинговых услуг растет предложение нишевых услуг, нацеленных в том числе на быстрое решение точечных проблем бизнеса клиента.
Марина Ризванова, напротив, считает, что основной клиент консультантов — средний бизнес. «У крупных и при этом состоятельных компаний свои штатные специалисты необходимой квалификации, — поясняет она. — Малый же бизнес экономит на всем, чтобы выжить. Поэтому рынок консалтинга зависит от того, насколько услуги консультантов необходимы и доступны средним по масштабам предприятиям». В отраслевом разрезе она отмечает рост спроса со стороны транспортников, стабильный интерес к консультациям в ЖКХ и научных организаций, а также относительно невысокую активность финансового сектора.
Говоря о формах собственности наиболее активных заказчиков, эксперты прежде всего выделяют компании с государственным участием. Ильгиз Баймуратов связывает это в том числе с продолжающейся реорганизацией в госсекторе. «Проходят реорганизации госкомпаний, меняется структура холдингов, где-то идет укрупнение, где-то — обратный процесс, — поясняет эксперт. — Это влечет за собой необходимость в дополнительном объеме услуг в области налогового консалтинга, юридического консалтинга и так называемого корпоративного консалтинга, задачи которого — реорганизация, автоматизация и систематизация бизнес-процессов».
«Наибольший спрос на консультационные услуги традиционно демонстрируют компании с государственным участием. В условиях дальнейшего огосударствления экономики эта тенденция сохранится», — прогнозирует Валерия Полякова.
Компании, входящие в подконтрольные государству холдинги, хотя де-юре и не являются государственными, увеличивают объемы заказа консультационных услуг, поскольку у самих холдингов все чаще возникает потребность в консолидированной отчетности, отчетности по МСФО, возникают общие унифицированные требования по аттестации персонала, отмечает Тамара Касьянова. «Государственные компании все-таки легче расстаются с деньгами, чем частные, — добавляет эксперт. — Последние тщательнее просчитывают расходы и используют консультантов точечно и только там, где им это выгодно и необходимо».