Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Остановка по требованию

Фото: Lori
Фото: Lori
Российский рынок аудита стагнирует и переживает далеко не лучшие времена — таково мнение большинства опрошенных РБК+ экспертов.

«Ситуация на рынке аудиторских услуг за последний год в лучшую сторону не поменялась — рынок продолжал сжиматься», — говорит партнер, руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов. К основным факторам, негативно влияющим на рынок, он относит застой в российской экономике, а также снижение общего уровня качества аудита, процветание демпинга, неопределенность в отношении реформирования профессии, которое было объявлено, но так и не началось. Отдельные позитивные факторы, например введение обязательных обзорных проверок промежуточной полугодовой отчетности, не смогли переломить тенденцию, отмечает эксперт.

Партнер АКГ «БДО Юникон» Антон Ефремов придерживается аналогичной точки зрения. Он полагает, что на динамику объемов рынка основное влияние оказывают два фактора. С одной стороны, регулятор вводит новые требования о подтверждении промежуточной финансовой отчетности по МСФО для публичных компаний, с другой — сокращается количество компаний, подлежащих аудиту, как в силу общего спада в экономике, так и в силу процессов концентрации и консолидации в основных отраслях. «Поэтому объем рынка классического аудита практически не растет», — заключает эксперт.

Главным трендом развития рынка аудиторских услуг на среднесрочную перспективу будет усиление надзора за деятельностью аудиторских компаний в связи с продолжающейся волной отзывов банковских лицензий и выявлением фактов некачественного аудита, прогнозирует партнер практики «Аудит и консалтинг» АКГ «Деловой профиль» Дарья Перковская. Поэтому в ближайшей перспективе ожидается ужесточение требований как к аудиторам, так и к субъектам аудита, которые уже не смогут уклоняться от проведения обязательного аудита. «Мы можем ожидать введения репутационного и квалификационного ценза при проведении аудита финансовых организаций со стороны ЦБ РФ, а также представителей крупного бизнеса. Все это, скорее всего, приведет к существенному сокращению числа аудиторских компаний и усилению их интегрированности в группы», — полагает она.

Ценовой демпинг

Тем не менее пока реформа отрасли не вступила в практическую плоскость, а демпинг является острой проблемой, сильно влияющей на ценообразование в отрасли в целом. «В основе ценообразования аудиторских услуг, как всегда, лежат трудозатраты, — говорит Дарья Перковская. — Однако сохраняющийся ценовой демпинг вынуждает сокращать число высококвалифицированных специалистов, задействованных в процессе работы». Она отмечает, что многие компании увеличивают численность специалистов, не имеющих высокой квалификации, на которых и приходится большая часть работ. При этом такой подход не может не сказаться на качестве аудита, поэтому компании, дорожащие своей репутацией, организуют внутренние системы повышения квалификации и обязательно включают в состав рабочей группы опытного высококвалифицированного сотрудника.

«Затраты аудиторских компаний растут, это связано и с усложнением регулирования, возложением на аудиторов дополнительных обязанностей, и необходимостью инвестировать в технологии, и общим ростом цен в экономике. Поэтому приходится повышать цены на аудиторские услуги для обеспечения минимальной рентабельности», — поясняет Антон Ефремов. По его мнению, ценовой демпинг имеет место со стороны небольших аудиторских компаний, структура затрат которых существенно проще.

«Демпинг стал характерной особенностью аудиторского рынка. Но компании, которым нужен действительно качественный аудит, понимают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Высококвалифицированный аудит не может стоить дешево», — соглашается Кирилл Алтухов. Он считает, что расходы аудиторских компаний только растут из-за инфляции, ужесточения требований регулятора, усложнения аудиторских и бухгалтерских стандартов, дефицита кадров на рынке. Соответственно, чтобы не работать себе в убыток, есть два выхода. Первый — снижать качество. Его выбирает для себя значительная часть аудиторский компаний. Второй — повышать цену и работать с теми клиентами, которые нацелены на получение действительно профессиональных услуг.

Последние полтора года аудиторы в России живут в ожидании обещанной реформы аудиторской деятельности, говорит управляющий партнер «Нексиа Пачоли» Светлана Романова. И если для одних проведение реформы связано с давно назревшим обновлением рынка, то для других, наоборот, это будет означать завершение их деятельности и уход с рынка. «Эти факторы повлияли на ценообразование, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Те, кто будет вынужден уйти с рынка аудиторских услуг, пытаются вскочить в последний вагон, заработать здесь и сейчас, не думая ни о качестве своих услуг, ни о долгосрочном взаимодействии с клиентом. Пока Минфином и Центробанком не будет внесена ясность в вопрос практической реализации анонсированной реформы аудита, ситуация с демпингом не улучшится», — описывает ситуацию Светлана Романова.

Аудиторская тайна

Еще одно громкое нововведение в аудиторской отрасли — принятые летом этого года поправки в Налоговый кодекс, согласно которым налоговики получили доступ к аудиторской тайне. С 2019 года налоговые органы смогут запрашивать у аудитора информацию и документы, которые клиент не предоставил налоговому органу в ходе выездной налоговой проверки. Однако в данном вопросе эксперты не склонны драматизировать ситуацию. «Это не тот вопрос, который в состоянии значимо повлиять на рынок аудиторских услуг и взаимоотношения аудиторов с клиентами. Это ожидаемый шаг России в сторону прозрачности финансовой информации, и он не затронет добросовестных участников рынка», — считает Светлана Романова.

В самой возможности доступа налоговых органов к документам аудита нет ничего необычного или угрожающего добросовестному бизнесу, поэтому принципиальных изменений во взаимоотношениях аудиторов с клиентами мы не ожидаем, говорит Антон Ефремов. Он обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 9 закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» допускается передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях, предусмотренных законом №307-ФЗ и другими федеральными законами. Такими третьими лицами могут являться правоохранительные органы или федеральные органы, проверяющие деятельность аудиторов, а теперь еще и налоговые органы. Все эти органы получают доступ не автоматически и не ко всей аудиторской документации, а в соответствии с письменными запросами в адрес аудитора в отношении конкретных документов. При этом налоговые органы по процедуре вначале запрашивают необходимую информацию у проверяемого налогоплательщика и только в случае неполучения могут запросить ее у аудитора. И они обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

«Аудиторская тайна — основа доверительных отношений с клиентом, без которых невозможен аудит, — считает Кирилл Алтухов. — Если клиент теряет уверенность в конфиденциальности и закрывается, то растет риск аудиторских ошибок, неверных выводов, что однозначно не в интересах пользователей аудиторских услуг, включая государство. В то же время я разделяю позицию, что аудиторская компания, которая дорожит собственной репутацией и разборчива в выборе клиентов, не должна оказаться перед выбором: клиент или требование закона. Те компании, которым есть что скрывать, скорее всего, просто уйдут к менее требовательному аудитору».

Дарья Перковская, в свою очередь, отмечает, что аудитор не обязан хранить у себя копии всех проверяемых документов, поэтому от него налоговикам может последовать лишь пояснение о факте проверки запрошенных документов либо об их непопадании в выборку, что обяжет аудиторов еще более серьезно относиться к проверкам. Поэтому новые поправки будут служить дополнительным стимулом привлечения для аудита только квалифицированных специалистов, способных реально помочь избежать подобных вопросов со стороны налоговых органов.

Инструменты «Аудит основывается на тестировании систем внутреннего контроля»
Скачать Содержание
Закрыть