Компетенция , Весь мир ,  
0 

«Попасть в гособоронзаказ — уже в некоторой степени гарантия качества»

Фото: Саша Бло для РБК
Фото: Саша Бло для РБК
Как цифровизация бизнеса влияет на отношения банков с малыми и средними предприятиями, в интервью РБК+ рассказал старший вице-президент блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александр Чернощекин.

— Какова сейчас ситуация на рынке кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ)?

— Ситуация, если можно так сказать, двоякая. С одной стороны, доступность кредитов растет, если смотреть на финансовые условия, простоту получения, снижение комиссий и требований к обеспеченности. С другой — в текущих условиях замедления темпов роста экономики, повышения волатильности и неопределенности снижается интерес к кредитованию со стороны МСБ, его готовность привлекать средства. В итоге с учетом этих двух тенденций кредитный портфель МСБ все-таки растет, но не особенно быстро.

— В прошлом году исследования показывали рост числа отказов в выдаче кредитов в сегменте МСБ.

— Да, тогда начался рост экономики и резко выросло число обращений за кредитами. Но банки все еще достаточно скептично оценивали ситуацию, плюс им требовалось время на перестройку кредитных моделей. Да и заемщики не привыкли к новым правилам кредитования — отсюда и было много отказов.

В этом году ситуация изменилась: многие крупные банки, и мы в том числе, приняли серьезные планы по росту кредитного портфеля МСБ. Предложения для малого и среднего бизнеса стали разнообразны, как в сегменте стандартных кредитных продуктов, так и в сферах электронных банковских гарантий и онлайн-кредитования. Но тем не менее все банки достаточно внимательно смотрят на качество кредитов и на объем риска, который они принимают.

— Как при этом вы оцениваете заемщика, какие критерии?

— Здесь есть два подхода. Первый — классический: критерии более-менее стандартные для всех типов компаний — отчетность, баланс, коэффициенты, денежный поток или имущество на балансе. Этот подход для малого бизнеса достаточно дорог: условно говоря, на выдачу миллиона или ста миллионов трудозатраты по этой схеме для банка примерно одинаковы, а значит, чем меньше кредит, тем выше cебестоимость и ниже маржа банка.

Второй подход — инновационный, мы его начали внедрять в прошлом году. Это методика онлайн-кредитования, построенная на big data и самообучающихся системах. По ней проверяются все доступные источники, а это порядка ста публичных баз плюс транзакционная активность клиента. В итоге заемщик в мобильном банке или интернет-банке видит предложение «Получить кредит компании малого бизнеса», нажимает кнопку, выбирает сумму, срок, соглашается с условиями — и все, деньги зачисляются на счет, никакого сбора документов, встреч, общения банка с заемщиком, длительного рассмотрения заявки.

— Большой спрос на такие онлайн-кредиты?

— В штуках — да, у нас во многом благодаря данной системе количество заемщиков из числа малых предприятий за год увеличилось на 25%. Сейчас онлайн-кредитование используют несколько тысяч клиентов малого бизнеса. В общем объеме кредитного портфеля, конечно, нет, это все-таки небольшие кредиты. Мы начинали с максимального лимита 1 млн руб., сейчас лимит — 2 млн руб., в следующем году планируем довести до 5 млн руб., возможно, даже до 10 млн руб. Но главное то, что те клиенты, которые раньше не кредитовались вообще, потому что это было дорого, сложно, долго и без гарантий получения, сейчас получили подходящий инструмент и начинают им активно пользоваться.

— Вы сказали, что внедрили систему в прошлом году. Можно уже какие-то выводы делать по качеству таких кредитов?

— Да, в целом они не хуже с точки зрения риск-профиля, чем при стандартном рассмотрении. И даже в каких-то компонентах лучше — мы делали выборки, смотрели пулы с точки зрения рискованности, иных параметров.

— Давайте вернемся к малому бизнесу. Помимо кредитов какие банковские услуги в режиме онлайн здесь пользуются наибольшим спросом?

— Разумеется, главная услуга для сегмента МСБ — это расчетно-кассовое обслуживание (РКО). Проникновение кредитных продуктов здесь в целом не превышает 10%, а РКО нужно всем. Эквайринг очень востребован с учетом того, что едва ли не две трети российского малого бизнеса — это розничная торговля, а покупатели у нас уже очень часто расплачиваются банковскими картами.

Причем в данных сегментах цифровизация очень высока. Если смотреть на статистику Промсвязьбанка, у нас 98% платежек поступает в банк по электронным каналам. То есть практически все управление расчетами компании идет удаленно — через интернет-банк, мобильный банк.

— А по другим продуктам?

— Здесь ситуация крайне неоднородная — все зависит от готовности конкретного банка, степени зрелости продукта, нормативной базы. Возьмем то же кредитование. Мы первыми в стране запустили необеспеченное онлайн-кредитование МСБ, полностью электронный продукт. Работаем над переводом в онлайн типовых стандартных продуктов вроде классического овердрафта. Нужно двигаться дальше, но такой перспективный и на самом деле весьма востребованный бизнесом продукт, как кредитование под залог, — здесь мы уже сталкиваемся с некими нормативными ограничениями, неготовностью государственных систем регистрации, например Росреестра.

Или, например, интеграция с налоговой службой еще в банках не до конца заработала: мы все равно по более крупным суммам отчетность запрашиваем у клиентов. Система только начинает запускаться, пока о полноценной работе, о полноценном охвате рынка речи не идет. И это не проблема данных ведомств — у них достаточно продвинутые ИТ-системы. Нужна просто доработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Поэтому пока большая часть кредитных продуктов для малого бизнеса — 70% по нашему банку и 95% по стране в целом — выдается в режиме офлайн.

— Есть система господдержки кредитов сегмента МСБ — насколько она мотивирует малый бизнес занимать?

— Это, конечно, не очень значительная, но важная часть бизнеса. В России в целом сейчас больше 2,5 млн действующих компаний малого бизнеса, из них, наверное, кредитуются 200–250 тыс. Программой поддержки пользуются вряд ли больше 15%. Особенность программ господдержки — это развитие производства, создание новых производств и технологий, но это около четверти малого бизнеса. За пределами господдержки все-таки остается достаточно большой пласт компаний, в том числе торговых, которые в целом могли бы вырасти в производственные, если бы на каком-то шаге их поддержали.

— Промсвязьбанк сейчас становится опорным банком по гособоронзаказу. Там большая доля компаний второго-третьего уровня кооперации — как раз производственные компании. Они активно используют кредитование?

— Мы в данном плане как раз проводим анализ востребованности кредитования третьего-четвертого-пятого уровня кооперации. А пока идет прием счетов клиентов, анализ их пожеланий, выстраивание цепочек расчетов. Очевидно, скоро приступим и к удовлетворению других потребностей, в том числе кредитных, но на данном этапе основное — обеспечение РКО и бесперебойности бизнеса клиентов.

— У оборонзаказа есть особенности? На что предприятиям кредиты нужны — на тендеры, на выполнение контрактов?

— И на то, и на другое. И это характерно не только для гособоронзаказа, а для всей деятельности в рамках госконтрактов. Причем глобально не важно, для кого — заказчика первого уровня или поставщика — возникает некая контрактная логика. Соответственно, здесь мы тоже можем предложить «продвинутые» онлайн-продукты, например те же электронные гарантии или факторинг.

— К таким заемщикам, которые в рамках гособоронзаказа работают, какие-то особые требования предъявляются?

— Попадание в гособоронзаказ — это уже в некоторой степени гарантия качества, что предприятие — проверенный поставщик. Поэтому банк в меньшей степени может применять к нему какие-то процедуры проверки с точки зрения кредитования. С другой стороны, с точки зрения финансирования при осуществлении расчетов требуется более тщательный подход, потому что это государственные деньги, которые должны расходоваться целевым образом, и банк должен обеспечить их сохранность.

Рыночный расклад Депозиты пошли в рост
Скачать Содержание
Закрыть