— Ваша личная оценка состояния и развития промышленного сектора Смоленской области?
— Промышленные отрасли региона в настоящее время развиваются солидными темпами. Не видел последнюю статистику, но уверен, что эти темпы сегодня выше, чем во многих российских областях, в том числе соседних с нашей. В течение последних пяти лет я посетил несколько областей, причем явно более финансово благополучных, чем сравнительно небогатая Смоленская область. Но только здесь смог найти реальную поддержку и участие, вылившиеся в покупку обанкротившегося завода.
Лично я вижу большие перспективы в развитии энергозатратных отраслей. Дело в том, что сейчас у нас имеется значительный избыток электроэнергии от Смоленской АЭС, которая находится на юге области. Соответственно, киловатт-час стоит недорого. Именно этот фактор может служить толчком для дальнейшего развития таких отраслей, как металлургия, машиностроение, металлообработка. Географическая близость к Европе при этом означает наличие серьезного рынка потребления производимой продукции.
— Чего недостает?
— По примеру Китая у нас можно организовать свою металлургическую ТОСЭР — территорию опережающего развития, то есть экономическую зону с льготными налоговыми условиями и упрощенными административными процедурами, которая привлекла бы частный бизнес. Впрочем, и сейчас областная администрация занимает в вопросе поддержки предпринимателей активную позицию, помогая всем и во всем. Однако из этого, на мой взгляд, вытекает проблема отсутствия явных преференций для главной промышленной отрасли — металлургии. Помогают всем поровну, а в результате — медленный рост, который можно охарактеризовать как спонтанный. Нашему региону нужен эффективный промышленный драйвер, за которым потянутся все остальные.
— Российская экономика активно переходит на «цифру». Ваше отношение к этому тренду как промышленника?
— Мы живем в XXI веке, поэтому, если хотим быть участниками мирового рынка, должны принимать новые правила игры, как бы внутри себя к ним ни относились. Машиностроение является одной из основных цифровых отраслей. Все чертежи и расчеты довольно давно выполняются компьютерными программами. Софт любой производственной линии — важнейшая ее часть, без которой техника попросту не может работать. Поэтому чем лучше и мощнее цифровые инструменты, тем конкурентоспособнее производимое оборудование. Что дальше? Уже получило широкое распространение производство промышленных роботов. Уверен, будущее именно за ними.
— Почему ваше предприятие в обиходе называют «заводом для заводов»?
— Мы, извините за тавтологию, более четверти века производим средства производства. Конкретнее — специальное кузнечно-прессовое оборудование по обработке тонколистовых металлов давлением. Оно используется на заготовительных участках, в цехах металлообрабатывающих заводов, предприятий и МСЦ — металло-сервисных центрах. Основные потребители нашей линейки продукции — промышленные предприятия, производители металлоконструкций, металлотрейдеры, заводы по производству торгового оборудования, стеллажей, строительные компании, вагоностроители и т.п.
— В каких сегментах ваше предприятие считается лидером и кто ваши основные конкуренты?
— Мы лидируем на российском рынке производства линий профилирования, резки, штамповки листового металла от самого тонкого, толщиной 0,05 мм, до толстого, 16 мм. Кроме нас, в России такими возможностями вряд ли кто может похвастаться. Основные конкуренты — компании Европы, США, Турции, Кореи, Китая. Но наши цены при таких курсах доллара и евро выглядят гораздо привлекательнее.