Решения , Весь мир ,  
0 

Морской узел по правилам хаба

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Возможности, связанные с развитием международных торговых маршрутов, Россия сможет реализовать только путем создания сети мультимодальных логистических центров.

К 2025 году в России должны появиться мультимодальные транспортно-логистические хабы федерального, регионального и местного уровней. Их суммарная мощность, согласно «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», составит 51,6 млн т. Бюджет федерального проекта «Транспортно-логистические центры» — 45,85 млрд руб.

Уровень мультимодальной интеграции в стране остается очень слабым, что снижает производительность логистики и усиливает перегруженность инфраструктуры, отмечают авторы исследования «Интегрированная транспортная система» Центра стратегических разработок.

Условия для создания мультимодальных узлов возникают, когда на рынке перевозок действуют примерно равноценные по объемам виды транспорта, говорит председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли, заместитель председателя общественного совета ПАО «Аэрофлот» Борис Рыбак. В России, по его словам, общая экономическая возможность для такого объединения начала формироваться: «У нас основная масса грузов до сих пор перевозилась железной дорогой. И только в последнее время грузопоток стал перетекать в грузовые автомобильные перевозки».

В 2017 году на грузовой автомобильный транспорт приходилось только 4,6% грузооборота (на железные дороги — в десять раз больше), но при этом (за счет небольших расстояний)  — 67% всех перевезенных грузов, отмечают авторы «Обзора отрасли грузоперевозок в России» (2018) международной Ernst & Yong (EY).

Станция узловая 

Мультимодальные хабы должны объединять не менее трех видов транспорта, отмечают эксперты Центра стратегических разработок, чей анализ и лег в основу нацпроекта. Предполагается создание не менее десяти таких федеральных транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Базой для них должны стать морские порты, а также аэропорты.

По словам вице-президента Центра стратегических разработок Натальи Труновой, мультимодальные хабы должны отличаться от существующих транспортных центров в первую очередь масштабом — мощность их переработки предполагается на уровне не менее 100 тыс. контейнеров. А функционал должен включать современные технологии ускоренной сортировки и перегрузки контейнеров между видами транспорта и различными направлениям железнодорожных перевозок.

Территории мультимодальных ТЛЦ могут рассматриваться как своеобразные «регуляторные песочницы» в сфере товарной логистики, говорит Наталья Трунова: «Мы предлагаем сконцентрировать в узловых ТЛЦ все виды государственных услуг в этой сфере — например, таможенный, фитосанитарный, ветеринарный контроль, возможно, организовать склады временного хранения».

При этом инициатива должна исходить от бизнеса, считает Наталья Трунова: «Из-за отсутствия интереса со стороны грузовладельцев длительное время был заморожен проект создания крупного хаба «Белый Раст» в Подмосковье». Похожая ситуация, по ее словам, сложилась и с потенциальным хабом в Свияжске: «Вложения не оправдали результат».

Определить конкретные места для размещения федеральных хабов оказалось непросто, говорит Борис Рыбак: «Обсуждение создания мультимодального хаба в Новосибирске, например, где есть железная дорога, развитое речное сообщение на Оби, авиационный узел и автомобильные дороги в соседние регионы, так ни к чему не привело. Не было реального экономического смысла: не хватило объема грузов».

Интерес бизнеса действительно играет решающее значение, свидетельствует опыт региональных транспортных центров: в прошлом году введен в эксплуатацию ТЛЦ «Восточный» в Московской области, мультимодальный центр в Ворсино в Калужской области интегрирован с индустриальным парком.

Директор по стратегии и инвестициям крупного оператора контейнерных перевозок ПАО «Трансконтейнер» Константин Степанов видит потенциал создания мультимодальных транспортно-логистических центров на базе контейнерных терминалов компании в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Калужской области и Забайкальском крае.

Хабы появятся в первую очередь на пересечении маршрутов международных транспортных коридоров, говорит Константин Степанов: «Инициаторами станут частные инвесторы».

Море по колено 

Наиболее перспективно создание мультимодальных хабов на базе морских портов, говорит Борис Рыбак: «На территории портов, как правило, уже есть определенная мультимодальность — контейнеры, поступающие морским путем, перегружают в зависимости от ситуации на грузовой автомобильный транспорт или на железную дорогу».

Синхронизация портовой и железнодорожной инфраструктуры, предусмотренная принятыми правительством РФ «дорожными картами» развития морских портов России и подходов к ним, будет этому способствовать: к 2025 году пропускная способность железнодорожной инфраструктуры к портам Северо-Западного бассейна и Западной Арктики должна увеличиться до 192 млн т, к портам Азово-Черноморского бассейна — до 131,1 млн т, к портам Дальневосточного бассейна и Восточной Арктики — до 190,4 млн т.

При этом, по словам Бориса Рыбака, возможность развития мультимодальных транспортных центров будет зависеть и от инициативы на местах: «Где экономические условия будут более благоприятны, тот регион и победит».

Борьба за Шелковый путь 

На роль коридора между Европой и Азией претендуют не менее двух десятков стран, отмечают аналитики Центра стратегических разработок. Китайский One Belt, One Road («Один пояс, один путь») породил интерес к транзитным коридорам и хабам во многих странах, отмечает Наталья Трунова: «Под эгидой Азиатского банка развития проекты по развитию железнодорожных коридоров реализуются в Центральной Азии». Борются за транзит правительства Азербайджана, Ирана, Турции и даже Афганистан.

Позиция на рынке транзита зависит от многих факторов, в том числе от скорости движения грузов. И наличие мультимодальных хабов — один из важнейших факторов. И если Россия не использует свой шанс, это место будет занято другими, считают в Центре стратегических разработок.

Например, логистическая компания Cainiao Network, входящая в Alibaba Group, в 2018 году заявила о планах создания глобальной сети логистических хабов. Первый этап включает пять крупных городов: Ханчжоу (КНР), Куала-Лумпур (Малайзия), Дубай (ОАЭ), Льеж (Бельгия) и Москву (Россия).

Скачать Содержание
Закрыть