Сталевар 4.0
Материалы выпуска
«Цифра» в металле Инструменты «Внимание к экологии — это долгосрочное конкурентное преимущество» Компетенция «Зеленые» финансы для черной металлургии Рынок Сталевар 4.0 Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Сталевар 4.0

Кардинальная трансформация индустрии и бизнес-процессов заставляет металлургические компании перестраивать кадровые стратегии.
Фото: Getty Images Russia

«Индустрия 4.0» стала реальностью для крупнейших российских промышленных компаний. Еще в 2016 году опрошенные PwC представители металлургических предприятий заявляли о готовности инвестировать в цифровые решения, применяемые в производстве, 4% годовой выручки, а 62% респондентов рассчитывали достичь продвинутого уровня цифровизации и интеграции за пять лет. В реальности процесс пошел быстрее. По данным Deloitte за 2018 год, расходы на внедрение инноваций и новых технологических решений в 2018–2019 годах составят до 10% выручки. При этом 60% компаний инвестируют в приобретение передового оборудования и машин, 54% — в обучение персонала передовым технологиям и инновациям и 47% — в проведение НИОКР.

Самой серьезной проблемой, с которой сталкиваются металлургические предприятия, является отсутствие цифровой культуры и обучения цифровым технологиям, заявляют в PwC.

Новые специалисты 

Востребованность специальностей в металлургии и других отраслях тяжелой промышленности будет определяться вызовами отрасли и компаний. К ним относятся технологии и автоматизация производства и процессов, новые методы работы с клиентами и управления логистикой. «Возрастает и еще усилится значимость ИТ-специалистов, продакт-, проджект— и тимлидеров, способных генерировать и внедрять инструменты автоматизации/цифровизации. Кроме того, на передний план выходят профессионалы, способные работать с клиентами, предугадывать их ожидания, формировать высокий уровень сервиса», — отмечает партнер международной консалтинговой компании Odgers Berndtson Рустам Бостанов.

В металлургии существенно возрастет спрос на специалистов в сфере ИТ-технологий (особенно по анализу больших данных, интернету вещей, облачным технологиям, машинному обучению, дополненной реальности), а также в области 3D-печати, геолокационных технологий, промышленном маркетинге, прогнозирует ректор РЭУ им. Плеханова Виктор Гришин. «При этом спрос на рабочие металлургические специальности будет снижаться, труд таких специалистов будет замещаться вследствие автоматизации и роботизации производства», — полагает он.

Наиболее востребованными станут те, кто сможет адаптироваться к новым требованиям раньше остальных, полагает директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики «Университета 20.35», координатор Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» Олег Подольский. «Преподаватель, разрабатывающий курсы с учетом требований цифровой экономики, HR-менеджер, обеспечивающий оптимальный подбор команды в соответствии с передовыми разработками в части профилей компетенций, бизнес-тренер, имеющий возможность проработать персональную траекторию развития человека при переходе на новую деятельность или место работы, управленец, принимающий решение на основе анализа больших данных, — вот специалисты «Промышленности 4.0», — считает эксперт.

Начинай с головы 

Действительно, пока руководители металлургических предприятий основные проблемы видят не столько в технологических сферах, сколько в таких областях, как корпоративная культура, стиль руководства и экономическое обоснование изменений, говорит Виктор Гришин.

Так, на фоне реализации комплексной программы цифровой трансформации Industry 4.0, которую компания «Металлоинвест» запустила в 2016 году, происходит и масштабное преобразование организационной структуры предприятия — сокращение количества уровней управления и расширение полномочий и уровня ответственности сотрудников. Для этого компания запустила систему корпоративного обучения в рамках трех пятимодульных программ: комплексной программы развития для руководителей высшего и среднего звена, института лидеров производства для руководителей подразделений и начальников цехов и школы мастеров. Задача системы — сформировать управленческие и лидерские навыки и заложить принципы бизнес-мышления на всех уровнях руководства, включая и цифровую культуру. Программа «Лидеры производства» реализуется совместно с НИТУ «МИСиС» с участием внешних преподавателей, в том числе зарубежных, которые рассказывают участникам о передовых тенденциях. Выпускники программы включаются в кадровый резерв, из которого будут заполняться управленческие вакансии в компании, как на комбинатах, так и в рамках всей компании. В рамках корпоративного кадрового резерва формируются топ-500 и топ-100 наиболее перспективных менеджеров.

Переманить или создать? 

Всего 2% российских работодателей рассчитывают закрыть кадровые потребности, связанные с трансформацией бизнеса, только за счет переобучения действующих сотрудников, свидетельствуют данные исследования «Россия 2025: от кадров к талантам». Большинство рассчитывают найти готовых носителей нужных компетенций на рынке, отмечает директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский.

В ближайшее время будут максимально востребованы специалисты, которые смогут перенести существующие бизнес-процессы с аналоговых «рельс» на цифровые, поясняет Олег Подольский. «Мы полностью переходим на цифровизацию своих решений и бизнес-процессов, и чтобы это поддерживать и развивать, необходимы собственные ИТ-специалисты», — подтверждает директор по региональному развитию ООО «Джи Эс Эй Групп» (центр ИТ-компетенций «Металлоинвеста») Андрей Бартов. Ожидается, что в ближайшие десять лет дефицит кадров в цифровом секторе — разработчиков программного обеспечения, аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов, в том числе для металлургии, — составит около 2 млн человек, говорит Виктор Гришин.

В условиях жесткой конкуренции «за мозги» меняется не только рынок, но и условия труда. «Гибкий график, комфортные условия труда, команда единомышленников, интересные задачи и возможность пробовать новое — вот что должны предлагать компании, если они хотят привлечь к себе молодых и перспективных специалистов «новых профессий», — полагает Олег Подольский.

Готовых профи найти можно не всегда, поэтому большинство крупных компаний выращивают будущих сотрудников самостоятельно. «Низкий уровень подготовки специалистов в вузах, устаревшие федеральные стандарты, которые формируют компетенции «вчерашнего дня», не учитывая переход всего мира на этап цифровой экономики, — эти факторы обуславливают нехватку специалистов, особенно «новых профессий», в России», — продолжает эксперт.

По словам Андрея Бартова, именно поэтому в «Металлоинвесте» начинают работать с будущими кадрами уже на уровне старшеклассников. Для них организовывают экскурсии и показывают технологии, чтобы направить молодежь в нужное русло. После третьего курса из выпускников-бакалавров компания отбирает кандидатов, которых будет развивать. «Нам необходимы прикладные знания в программировании и знание бизнес-процессов: от экономики до металлургии. Гораздо труднее научить молодого специалиста понимать, как выстроены бизнес-процессы в компании, чем научить его работать в конкретной системе», — поясняет он. Поэтому компания ориентируется в первую очередь на профильные вузы, например НИТУ «МИСиС» и Губкинский горно-политехнический колледж, которые готовят студентов-металлургов, маркшейдеров и т.д., — для них существует стажерская программа. Еще одним из инструментов знакомства студентов с компанией и отбора наиболее талантливых специалистов стали хакатоны, которые «Металлоинвест» начал проводить на базе Центра инноваций «Джи Эс Эй Групп» в Старом Осколе. Каждый студент из команды-победителя получает практику в компании и возможность дальнейшего трудоустройства.