Инструменты , Весь мир ,  
0 

Грузчик и датчик

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Распространение датчиков и цифровых систем позволяет вывести на новый уровень контроль местоположения и даже состояния груза.

Транспортно-логистическая сфера в России является значимым потребителем ИТ-продуктов и решений. Согласно данным международной аналитической компании Pierre Audoin Consultants (PAC), по итогам прошлого года в отрасли было внедрено решений более чем на $ 270 млн, и в общем объеме российского ИТ-рынка предприятия логистики и транспорта занимают долю 4,3%, находясь на седьмом месте после производственного сектора, банковской сферы, телеком-индустрии, розничной торговли.

Датчики на все случаи

ИТ-решения в области транспорта и логистики специалистами называются термином TMS (Transport Management System), их основное назначение — эффективно отслеживать процесс передвижения грузов. В России в сфере TMS свои решения активно разрабатывают и внедряют такие компании, как LogistiX, «ИнтелСервис», Ant Logistics, CargoOnline, Transporeon Group и др. Аппаратная составляющая таких решений — это датчики, которые теперь все чаще помещают на те или иные перевозимые товары и которые способны не только отслеживать местонахождение груза, но и его состояние. «Благодаря совершенствованию конструкции датчиков возможности управления логистикой сегодня существенно расширились. Например, такая технология, как LPWAN, обеспечивает датчикам низкое электропотребление, они могут автономно работать до десяти лет, — рассказывает Виктор Мазурик, директор по маркетингу компании «ЭР-Телеком Холдинг». — Кроме того, датчики могут не только определять местоположение контейнера, палеты или коробки, но и следить за тем, чтобы они не упали или чтобы при их перевозке соблюдалась определенная температура».

Но мало получить данные с датчиков, нужно иметь возможность их быстро обрабатывать. На это направлены активно развивающиеся автоматизированные аналитические системы. «Для получения данных о геолокации транспортного средства мы используем связку типовых решений: определение местоположения водителя при помощи GSM и голосовой робот-диспетчер, который дает информацию о состоянии машины, степени ее загрузки, прохождении контрольных точек и прочее, — рассказывает Дмитрий Федоров, директор по информационным технологиям компании FM Logistic в России. — Для более крупных задач мы внедрили специальную платформу Track & Trace, которая обеспечивает полное управление и прослеживание уникальных серийных номеров товаров с момента их ввоза на территорию нашей странны до продажи с прилавка».

ИИ на маршруте

Следующий этап развития решений для логистических компаний — это начало применения в этой сфере элементов искусственного интеллекта (ИИ). Например, с начала текущего года в развитых странах началось широкое использование цифровой платформы под называние Control Tower, которая принесла в логистику принцип диспетчеризации в авиации. «Данная система в режиме реального времени работает с геоданными, транспортным заданием, картографией и телематикой транспорта, интерпретируя эти статусы и события в модель инцидентов, позволяя не просто понимать, где едет транспорт, а когда он прибудет на ближайшую и последующие точки», — объясняет Антон Рудашевский, директор по продуктам компании BIA-Technologies.

По словам участников логистического рынка, уже на начальных этапах использования новые ИТ-системы позволяют минимум втрое снизить затраты на персонал, существенно повысить эффективность автопарка, а главное — получать стратегический анализ и предсказания возможных задержек в доставке груза. «С недавних пор в нашей компании мы используем цифровую платформу по организации логистики готовой продукции, — рассказывает Сергей Сучков, старший директор по логистике региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика». — Помимо собственного грузового транспорта «Балтика» подключает к новой платформе мониторинга еще и автомобили транспортных компаний и дистрибьюторов. На текущий момент к системе подключено несколько тысяч автомобилей».

Грузовой «убер»

Одновременно в логистической сфере наблюдаются признаки уберизации: по примеру услуг пассажирских перевозок ряд компаний претендует на то, чтобы создать единый цифровой маркетплейс, где клиент мог бы получать услуги по доставке любых грузов. Однако с развитием подобных платформ не все просто. «Последние месяцы регулярно появляется информация об очередном «убере» в грузоперевозках, но пока полноценной платформы для решения этой задачи никто не создал, — говорит Андрей Ботнев, директор цифровой лаборатории компании Softline. — Дело в том, что бизнес грузоперевозок значительно сложнее и скопировать модель пассажирских перевозок здесь не получается».

На российском рынке в качестве универсальных агрегаторов логистических услуг уже заявляют такие компании, как GroozGo или iCanDeliver. Однако пока главная проблема таких сервисов — отсутствие ответственности за сохранность груза и за качество логистических услуг. «В логистических «убер»-сервисах могут регистрироваться любые компании, — указывает Ольга Чусова, руководитель направления продвижения в промышленных и государственных заказчиках компании «Инфосистемы Джет». — Как известно, мелкие игроки могут себе позволить демпинговать, при этом вполне вероятно, что такие перевозчики не смогут гарантировать сохранность груза. Крупные заказчики либо уже сотрудничают с проверенными транспортными компаниями, либо имеют собственный парк транспортных средств и не нуждаются в использовании логистических агрегаторов».

По мнению участников рынка, перспективы у цифровых агрегаторов в России есть в ограниченных направлениях. «В поиске или составлении мультимодальных маршрутов, в несложных транспортных услугах в черте города или в процессе осуществления курьерской доставки, — перечисляет Максим Алексеев, операционный директор логистической компании «Точка-Точка». — Также для агрегаторов видны ниши по типу перевозимого груза, например это скоропортящиеся продукты, или по виду транспорта, например самосвалы или спецтранспорт для перевозки негабаритных грузов».

Скачать Содержание
Закрыть