Пассажир голосует рублем
Материалы выпуска
Цифровой вызов Рынок Будущее такси Компетенция Пассажир голосует рублем Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Пассажир голосует рублем

Развитие агрегаторов такси привело к росту популярности поездок на такси, усилению требований к качеству и безопасности услуг. Все чаще горожане предпочитают такси личному автомобилю.
Фото: Артем Геодокян/ТАСС

Приложения агрегаторов такси стали преимущественным способом заказа услуги, следует из опроса 2019 года Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Более чем две трети — 64% опрошенных — чаще всего заказывают такси через мобильное приложение. Приложения удобны тем, что стоимость поездки известна заранее и можно сравнить тариф у разных сервисов (71% респондентов отмечают это преимущество), все параметры поездки пользователь задает самостоятельно без общения с кол-центром (64%), видно местоположение водителя и можно отслеживать время прибытия (63%).

В стране растет популярность услуги: агрегаторы такси присутствуют не только в мегаполисах, но и в средних и даже в малых городах. За последние пять лет 46% российских потребителей стали чаще ездить на такси, отмечали ранее во ВЦИОМе. В столице за прошлый год остались неохваченными услугами таксистов лишь 22% горожан, показал опрос «РБК Исследования рынков» (исследование пользовательского опыта ведущих агрегаторов такси в Москве проводилось в этом году среди более чем 2,4 тыс. респондентов).

Цена и скорость

Согласно данным социологов, главными факторами, влияющими на выбор того или иного сервиса такси, стали цена (ее отметили 78% респондентов) и время подачи машины (54%).

Наиболее популярным среди пользователей такси является более дешевый тариф — класс эконом / эконом плюс: девять опрошенных из десяти хотя бы раз за последний год заказывали такси экономкласса, по данным опроса «РБК Исследования рынков». Многие потребители не готовы переплачивать за повышенное качество, например за более престижную марку машины или более просторный салон. «У некоторых агрегаторов такси данные классы практически не отличаются друг от друга: одни и те же стандарты поведения водителя, пересекающиеся марки машин и т.д.», — отмечают аналитики РБК.

Фиксированные тарифы делают поездки выгодными в том числе по загруженным улицам мегаполисов, отмечают авторы отчета «Анализ рынка агрегаторов такси в России» Discovery Research Group.

При этом есть группа пассажиров, которым важно личное удобство: 46% опрошенных «РБК Исследования рынков» выбирают такси класса комфорт. Чаще остальных пользуются классом комфорт и комфорт плюс возрастные группы 25–34 и 35–44 лет, то есть наиболее экономически активные.

Такси еще более высокого класса — бизнес и премиум — в течение последнего года пользовались порядка 11 и 2,4% респондентов соответственно. В данных сегментах парк автомобилей более высокого класса, их заказывают в основном россияне с доходом более 200 тыс. руб. в месяц.

Женщины и мужчины

Аналитики «РБК Исследования рынков» отмечают ряд гендерных особенностей в отношении потребления услуг такси. Для женщин, пользующихся такси, важными опциями являются «встреча с табличкой в аэропорту», «наличие детского сиденья» и «возможность разделить стоимость поездки». Пассажирки больше склонны к экономии на такси, тогда как мужчины не только менее всего ценят возможность разделить стоимость поездки, но и чаще пользуются повышенными классами сервисов.

При этом женщины предъявляют заведомо более высокие требования к качеству получаемых услуг и тщательнее отслеживают цены, отмечают аналитики.

Сервис и безопасность

50% респондентов считают безопасность поездки важнейшим критерием для выбора такси. Это третья причина выбора услуг после цены и быстроты подачи автомобиля, согласно опросу ВЦИОМа.

Даже в ситуации, когда нужно быстро добраться до места назначения, пассажир не готов рисковать собственным здоровьем, отмечают в «РБК Исследования рынков»: минимизация времени в пути за счет оптимизации маршрута оказалась важным условием (6,4 балла из семи), а вот спешка с нарушением ПДД набрала всего 3,9 балла.

Запрос на качество услуги стимулирует сокращение человеческого влияния на процесс заказа и оплаты, комментирует старший менеджер департамента консалтинга компании «Делойт, СНГ» Андрей Семенов.

Однако избежать конфликтов полностью пока не удается: у 23% участников соцопроса «РБК Исследования рынков» возникали конфликты с таксистами, 27% из них жалуются на махинации, в том числе в целях увеличения стоимости поездки. Еще одной распространенной причиной конфликтов является отказ водителя от поездки из-за несогласия с фиксированной стоимостью поездки и расстоянием.

Перспективы и ожидания

Дальнейшее развитие отрасли в Discovery Research Group связывают с усилением и цифровизацией инструментов контроля.

Этому может поспособствовать конкуренция агрегаторов, которая приведет не только к установлению рыночных цен на стоимость поездок, но и стимулирует повышение качества услуг, введение единых стандартов безопасности, проверки и отбора водителей и автомобилей.

Среди пассажиров возрастом до 35 лет прослеживается даже тенденция к отказу от приобретения собственного автомобиля ввиду трудностей, с которыми сопряжено перемещение на личном транспортном средстве: пробки, платные парковки, траты на бензин, обслуживание автомобиля и т.д.

Процент владения личным автомобилем падает, особенно в крупных городах, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его словам, от владения личным авто сегодня отказываются и представители молодого поколения, и люди более зрелого возраста. «В Москве доля перевозок такси все еще ниже, чем в других мегаполисах мира. Поэтому рынок в российской столице, в частности, продолжит постепенно выравниваться к нормальным потребностям жителя современного мегаполиса — когда горожанин не пользуется личным автомобилем в повседневной жизни», — говорит Карен Казарян.