Цифровизация рынка такси очень высока. Основные его игроки — агрегаторы, роль которых выходит за рамки традиционной функции перевозчиков.
Данные большого количества пассажиров и водителей — серьезный ресурс, который дает возможность выстроить систему профилей потребителей, интегрировать их как пользователей других сервисов в единую структуру.
На цифровых рынках разворачивается борьба за построение мегаплатформ. Это битва за контроль над большим массивом данных. Цифровые гиганты (Google, «Яндекс» и другие) инвестируют в разные цифровые платформы — от транспорта до медицины. Им важен многосторонний доступ к потребителю.
Объединение «Яндекс.Такси» и «Везет» — пример того, как бизнес стремится получить критическое преимущество, с которым будет сложно бороться в обычной конкурентной борьбе. Такая платформа станет архитектором экономических процессов в сфере пассажирских перевозок и будет управлять процессами и на других рынках. Сетевые эффекты позволяют увеличивать рыночную власть даже в большем объеме, чем это вытекает из существенной доли платформы на рынке.
Сохранение конкуренции — гарантия, что ключевой игрок на рынке не станет его единственным архитектором, а остальные смогут и дальше развивать сервис.
Развитие отрасли зависит от оперативной трансформации антимонопольного регулирования цифровизирующихся рынков: учета сетевых эффектов, оценки взаимного влияния смежных рынков на увеличение власти платформы.
Прежде всего для дальнейшего развития рынка такси необходимо принимать законы, которые будут четко регулировать рынок и его участников. О разработке нового законопроекта чиновники говорят с 2012 года, но воз и ныне там. Без нового законодательства, в котором бы не было правовых пробелов и ссылочных норм, рынку очень сложно развиваться.
То, что мы видим сегодня в отрасли, удручает. На вызовы к пассажирам зачастую приезжают нелегалы, которые не имеют водительских удостоверений российского образца. Регулярные рейды с сотрудниками ГИБДД и представителями СМИ свидетельствуют, что семь из десяти водителей ездят без документов.
Отсутствие регулирования рынка агрегаторов приводит и к нарушениям трудовых прав легальных таксистов: если раньше стандартный рабочий день таксиста был восемь—десять часов, то сейчас это 12 часов и больше. При нынешней тенденции к укрупнению игроков на рынке доминирование одного из участников может привести к тому, что водители попадут просто в кабальные условия, снизится безопасность перевозок.
Дальнейшее развитие рынка агрегаторов связано с совершенствованием сервиса, повышением безопасности поездок. Способствовать этому будет более системный контроль за подключенными к сервисным платформам водителями, ужесточением требований к ним.
Однако нужно понимать, что процессы консолидации игроков рынка, которые запущены сегодня, будут кардинально влиять на будущее всей отрасли. Сегодня только высокая конкуренция среди игроков рынка заставляет их учитывать потребности пассажиров и водителей.
В случае же развития рынка по негативному сценарию, каким мне видится объединение крупных игроков, монополия одного из агрегаторов позволит повышать комиссию для конкретного водителя: в итоге водители будут работать все больше, а зарабатывать все меньше.
Для конкретного пассажира процессы, происходящие сегодня на рынке, грозят увеличением стоимости поездки и отсутствием впоследствии возможности вызвать альтернативное такси. Особенно таких возможностей станет крайне мало в регионах.
Сегодня сфера пассажирских перевозок легковым автотранспортом остро нуждается во внимании государства.
Причем установление понятных и прозрачных правил игры для основных игроков рынка такси — агрегаторов имеет важное значение для всей цифровой экономики.
Невмешательство государства грозит тем, что укрупнение одного агрегатора путем поглощения других участников рынка или выдавливания их из ниши будет способствовать сведению на нет конкуренции и возможности выбора для потребителя в любой сфере бизнеса.
В пассажирских перевозках монополизация может напрямую коснуться безопасности пассажиров. Обеспечение безопасности является лишь строкой расходов для участника рынка, ставшего монополистом. Монопольное положение на рынке игрока, не желающего тратить часть своей прибыли, сделает расходы на обеспечение реальной безопасности поездок необязательными.