— В чем российское растениеводство отстает от мирового уровня, а в чем ему соответствует?
— Отечественное растениеводство добилось серьезного прогресса за последнее десятилетие — как в плане применяемых технологий, так и с точки зрения урожайности. Это особенно заметно в Южном федеральном округе и Центральном Черноземье. Вместе с тем средний уровень урожайности ключевых сельскохозяйственных культур остается ниже аналогичного показателя аграрно развитых стран. В том числе в силу меньших инвестиций в средства защиты растений (СЗР), особенно в превентивном режиме. По-прежнему доминирует подход, основанный на решении проблемы по факту ее возникновения, что неизбежно ведет к потерям в урожайности. Это особенно актуально для фунгицидной защиты, где качественная программа стоит недешево, и начинаться она должна до появления признаков заражения растений.
Тем не менее технологии применения СЗР у нас совершенствуются в направлении, характерном для всего мирового сельского хозяйства.
— Каковы актуальные тенденции развития этих технологий?
— Это повышение эффективности и экологичности защиты за счет применения новейших классов препаратов. Это также «интеллектуализация» технологий за счет применения точного земледелия и антирезистентных решений, таких как сочетание различных действующих веществ с отличающимися друг от друга механизмами действия.
— Что вы считаете наиболее рациональным — направление ресурсов в помощь отечественным разработчикам или ставку на сотрудничество с зарубежными лидерами рынка?
— Зарубежные лидеры рынка на сегодняшний день объективно располагают передовой наукой и наиболее совершенными технологиями. Попытки самостоятельно догнать и тем более превзойти их вряд ли будут успешными даже в условиях финансовой и административной поддержки со стороны государства. Ставка, на мой взгляд, должна быть сделана на поиск взаимовыгодных форм сотрудничества и создание для мировых лидеров комфортных условий развития в стране.
— Каких технологий, связанных с производством и применением СЗР, не хватает особенно остро?
— Ситуация с производством и применением средств защиты растений в стране выглядит вполне благополучно; я бы не стал говорить об отсутствии каких-либо критичных для сельского хозяйства технологий. Да, в России не развито производство действующих веществ, но это связано в первую очередь с глобальным форматом таких производств. Они располагаются в тех «географиях», где есть серьезные преимущества по инвестициям, — в Китае, Индии, например. Там, где исторически сформировались устойчивые связи с поставщиками и потребителями, была создана производственная база для масштабного производства и сбыта в различные регионы мира, в том числе в Европу и Америку. На мой взгляд, приоритетная задача состоит в том, чтобы обеспечить доступ сельхозпроизводителей к новейшим препаратам и обучению технологическим новшествам, появляющимся в мире.
— Насколько конкурентен российский рынок СЗР с точки зрения отечественных и зарубежных игроков?
— Рынок очень конкурентный, что делает рост бизнеса здесь более сложным. В то же время у сельхозпроизводителей появляются серьезные преимущества в виде снижения цен на СЗР и развития дополнительных сервисов, таких как агрономическое сопровождение и обучение со стороны поставщиков пестицидов. А это имеет большое значение, учитывая технологическую сложность данной сферы.
— Как вы оцените регулирование в сфере производства и регистрации средств защиты растений, что вы предложили бы изменить в законодательной базе?
— Регулирование требует давно назревших изменений. Необходимо отказаться от требования регистрации в стране препаратов, производимых на экспорт; упростить требования к разработке токсикологических нормативов, таких как ПДК (предельно допустимая концентрация), для производства новых препаратов в России. Важно также разрешить компаниям испытания новых препаратов до регистрации, что позволит ускорить и оптимизировать этот процесс. Кроме того, следует максимально взвешенно подходить к процессу вывода с рынка препаратов и делать это, только основываясь на научных данных.