В 2020 году IATA отметит 75-летней юбилей. Сегодня в нее входят 290 компаний, на которые приходится более 82% трансграничных перелетов по всему миру. Под эгидой ассоциации реализованы десятки инициатив, многие из которых радикально изменили формат пассажирских авиаперевозок. В работе IATA уже 30 лет участвует и «Аэрофлот», вслед за ним в ассоциацию вступили другие российские авиакомпании (всего в IATA входят десять отечественных перевозчиков).
Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев уже девять лет входит в совет управляющих, считающийся своего рода правительством ассоциации. От решений этого органа зависят приоритеты развития отрасли, выбор проектов, которые будут реализованы в глобальном масштабе. Всего в составе совета 30 представителей крупнейших авиакомпаний мира, среди которых, например, Lufthansa, Air France — KLM, China Eastern Airlines, American Airlines.
Генеральный директор IATA Александр де Жюньяк признает, что «Аэрофлот» играет важную роль в работе ассоциации, о чем он заявил в Москве, поздравляя компанию с 30-летним юбилеем членства в Ассоциации. Де Жюньяк привел в пример тот факт, что «Аэрофлот» по цифровизации бизнес-процессов занимает четвертое место среди авиаперевозчиков мира, и этот опыт «крайне значим для IATA».
В ассоциации инициированы десятки проектов, которые радикально изменили отрасль авиаперевозок и условия путешествия пассажиров. В частности, использование электронного билета стало обязательным для всех членов организации еще в 2007 году. Без этой новации существующая ныне система покупки-продажи билетов через интернет-сайты была бы невозможна.
Также IATA разработала рекомендации по борьбе с нарушителями порядка на борту. В России «Аэрофлот» стал лидером по противодействию авиадебоширам.
Вместе с тем, работая на площадке ассоциации, авиакомпании, аэропорты, глобальные системы бронирования (GDS) могут донести свою позицию до коллег и повлиять на готовящиеся к реализации инициативы. Стандарты отрасли разрабатываются и утверждаются в ходе профильных конференций — агентской, сервисной, тарифной. Пользуясь такой площадкой, легче держать руку на пульсе и быть в курсе тех перемен, которые произойдут в отрасли в будущем.
Так, сейчас начинается реализация актуальных проектов, расширяющих цифровые возможности продажи билетов и услуг. В первую очередь это внедрение стандарта передачи данных NDC — New Distribution Capability (англ. «новая дистрибуционная возможность»), к работе с которым пока приступил ограниченный круг авиакомпаний. В России NDC используют два перевозчика: «Аэрофлот» и S7 Airlines. Это новый стандарт обмена данными между авиакомпаниями и агентами по продаже авиабилетов. Использование NDC позволяет онлайн-агентам получать напрямую максимально полную информацию о рейсах и услугах авиакомпании в едином стандартизованном формате. «Аэрофлот» также одна из 21 авиакомпании, взявших на себя обязательство существенно улучшить программы дистрибуции, перейдя на новые протоколы обмена данными.
Осознанная необходимость
Формально вести бизнес в сфере авиаперевозок и не выполнять рекомендации IATA, разумеется, не запрещено. Но в этом случае компании гораздо труднее будет конкурировать на международном рынке пассажирских авиаперевозок. Членство в ассоциации накладывает и определенные обязательства — авиакомпании, участвующие в IATA, обязаны проходить аудит безопасности полетов на получение сертификата IOSA. Программу разработали в ассоциации в 2003 году. Она построена так, чтобы минимизировать риски влияния человеческого фактора. В IOSA предусмотрена система обратной связи, порядок проведения корректирующих действий. Еще одно преимущество стандартов IOSA — высокий уровень детализации требований.
Уже в 2005 году первой из российских авиакомпаний аудит IOSA прошел «Аэрофлот». Он включает более 700 стандартов и рекомендаций, соблюдение которых стало обязательным для всех членов организации. Также аудит IOSA необходим для членства в международных альянсах. В случае «Аэрофлота» это Skyteam.
Перевозчик, не входящий в ассоциацию, к тому же ограничен в возможностях сотрудничества с другими авиакомпаниями, в том числе по бизнес-модели код-шеринга, то есть совместного выполнения рейсов двумя или более авиакомпаниям, когда одна из них фактически выполняет рейс, а другие выступают в качестве маркетинговых партнеров, осуществляющих продажу билетов на этот рейс под собственным кодом.
Чтобы выполнять совместные рейсы, компаниям также «крайне желательно», как говорится в документах IATA, соответствовать одному стандарту безопасности ассоциации.
«Нельзя сказать, что отсутствие сертификата IOSA у авиакомпании в принципе закрывает доступ к сотрудничеству с коллегами, в том числе, в рамках организации код-шеринговых рейсов». Но многие крупные перевозчики могут настаивать на его наличии у потенциальных партнеров. Поэтому членам IATA значительно проще выстраивать отношения с авиакомпаниями и аэропортами», — поясняет глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Оперативный доступ к уникальной отраслевой аналитике — это еще одна важнейшая опция, доступная только членам ассоциации.
В 2012 году совместно с Американской корпорацией по взаиморасчетам (ARC) IATA запустила программу DDS (Direct Data Service (англ. «услуга прямых данных»). Это новый мощный инструмент сотрудничества авиакомпаний: пользователи DDS видят информацию о продажах авиабилетов во всех регионах мира, поступающую как от перевозчиков, так и от агентов. Доступ к этим данным имеют только авиакомпании, которые предоставили собственную информацию. «За дополнительные деньги IATA открывает информацию об актуальных тарифах и сборах в государствах и аэропортах, о курсах валют, применяемых между контрагентами. Также может открываться доступ к аналитическим отчетам», — рассказывает Олег Пантелеев. Только в 2009–2018 годах «Аэрофлот» смог сэкономить благодаря использованию бизнес-аналитики примерно $6 млн. IATA защищает интересы авиакомпаний на всех доступных уровнях — от министерств и ведомств отдельных государств до ICAO (Международной организации гражданской авиации ООН).