Маршруты в зимнем небе
Материалы выпуска
Маршруты в зимнем небе Рынок Еда высокого полета Решения Под крылом IATA Компетенция
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Маршруты в зимнем небе

Переходя с летнего расписания на зимнее, авиаперевозчики выравнивают спрос и предоставляют интересные возможности даже в низкий сезон. Так, «Аэрофлот» значительно увеличил число рейсов по востребованным направлениям.
Фото: Getty Images Russia

Традиционно наибольшая туристическая активность на всех направлениях приходится на лето — главный отпускной период. Но осенью и зимой, когда интерес пассажиров ко многим направлениям естественным образом спадает, авиакомпании увеличивают частоты там, где ожидается наиболее активный спрос. Дважды в год перевозчики перераспределяют маршрутную сеть, чтобы максимально удовлетворить меняющийся спрос.

Из зарубежных маршрутов российские путешественники зимой предпочитают страны с жарким климатом. Спрос на Гоа и в Абу-Даби может повыситься втрое. До 60% вырастает популярность Пхукета, Дубая и Бангкока. Увеличиваются также запросы и на такие дорогостоящие направления, как Мальдивы и Куба, рассказывает Янис Дзенис, директор по внешним коммуникациям сервиса поиска билетов Aviasales. Также, добавляет эксперт, заметно вырастает объем бронирований билетов в Цюрих, Вену, Турин и Женеву — регионы, где есть возможности кататься на горных лыжах и сноубордах.

Международная ассоциация воздушного транспорта IATA требует, чтобы каждый аэропорт дважды в год проводил оценку спроса и предоставлял планы использования и развития собственных емкостей (так называемых слотов) на ближайшие полгода. «Так определяется соответствие возможностей аэропорта его фактической загрузке. Поскольку аэропорт работает в тесной связке с авиакомпаниями, исторически сложилось, что все перевозчики пересматривают расписание посезонно. Чтобы этот процесс проходил максимально безболезненно для рынка, IATA определяет даты границ расписаний на календарные зимние/летние сезоны», — объясняет стратегический аналитик сервиса по приобретению билетов «Купибилет» Андрей Лукашевич.

Маршрутный пасьянс

Работа над расписанием начинается задолго до начала сезона. Каждая авиакомпания анализирует свои провозные емкости — сколько самолетов разных типов уже есть в наличии, сколько поступит в парк новых судов. Определяется список круглогодично загруженных направлений, которые не подлежат сезонной оптимизации. Это, например, маршруты в столицы и крупные города.

Чем масштабнее бизнес перевозчика, тем более кропотливую работу по оптимизации маршрутного расписания ему предстоит провести. Это относится ко всем крупнейшим мировым компаниям, таким как Delta, Lufthansa, Air China, Air France, Emirates и другим.

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот», входящая в топ-20 глобальных перевозчиков, в конце октября начала работать по новому осенне-зимнему расписанию.

Компании группы «Аэрофлот» сейчас летают по 298 направлениям в 56 стран. Из них 242 маршрута — уникальные. В частности, под коммерческим управлением «Аэрофлота» полеты по 47 направлениям выполняет дочерняя авиакомпания «Россия», авиакомпания «Аврора» работает на 16 маршрутах на Дальнем Востоке, а лоукостер «Победа» заявил 86 направлений, из которых три новых — Дубай, Эйлат и Мурманск. Кроме того, 164 направления включены в сеть авиакомпаний — партнеров «Аэрофлота» по договорам о код-шеринге. Таким образом, у пассажиров российской авиакомпании появляются дополнительные возможности слетать еще в 19 государств. Теперь пассажиры «Аэрофлота», интересующиеся культурой коренного населения американского континента, смогут добраться в Мексику; те, кто захочет больше узнать о древнейшей истории кхмеров, ждет Камбоджа. Благодаря код-шерингу пассажирам «Аэрофлота» стала гораздо ближе Австралия, привлекающая многих в первую очередь экзотической фауной, серфингом и дайвингом. Всего (с учетом партнерских отношений) в нынешний зимний сезон группа «Аэрофлот» будет выполнять полеты по 462 маршрутам в 75 стран мира, включая Россию.

В новом зимнем расписании «Аэрофлот» нарастит полеты в крупные российские города, куда зимой растет поток командированных: Ростов, Краснодар, Минводы, Ижевск. Кроме того, «Аэрофлот» уже открыл семь собственных рейсов в неделю по маршруту Москва — Южно-Сахалинск в дополнение к ежедневной частоте дочерней авиакомпании «Россия».

Просчитанный переход на новое расписание дает авиакомпании дополнительные возможности решить текущие задачи. Ряд воздушных судов зимой может уйти на длительное плановое техническое обслуживание, которое летом обошлось бы слишком дорого из-за недополученной за период простоя прибыли.

В предстоящем зимнем сезоне «Аэрофлот» взамен средиземноморских маршрутов увеличит число рейсов на зимние пляжные курорты. Среди них много длительных перелетов — свыше шести часов. Так, Таиланд представлен в расписании сразу двумя пунктами — столицей страны Бангкоком, откуда путешественники разъезжаются по популярным местам, таким как Паттайя и Ко-Чанг, а также островом Пхукет. На этих направлениях частота рейсов увеличится в два раза и больше. Например, в Бангкок «Аэрофлот» будет выполнять 14 рейсов в неделю вместо семи, на Пхукет — 15 вместо пяти. Также увеличится частота рейсов в столицу Мальдивской Республики — Мале, на острова Шри-Ланка — в Коломбо и в региональный центр острова Бали — Денпасар.

Индия и Юго-Восточная Азия давно стали основными зимними курортными направлениями зимой для любителей пляжного отдыха, поскольку здесь температура воды в море составляет 25–30 градусов в зависимости от курорта. При этом в сторону Бали традиционно выдвигаются фанаты серфинга, а Таиланд больше интересен любителям загорать и плавать.

Авиаперевозчик учитывает, что перелеты в эти регионы весьма продолжительны. Например, перелет из Москвы в Пхукет длится девять часов и девять часов при возвращении домой. Путь из Москвы в Мале еще длиннее — почти 12 часов и около 13 часов на обратном рейсе. Но не каждый турист легко перенесет столько времени в полете. В таких обстоятельствах особенно ценен комфорт, который предоставляет авиакомпания на борту. «Аэрофлот», например, даже в экономклассе предоставляет набор путешественника, в который входят подушка и плед. На всех дальнемагистральных самолетах можно пользоваться индивидуальной развлекательной медиасистемой, где каждый выбирает подходящий контент: для детей есть большой набор мультфильмов и игр, взрослым интереснее кино, развлекательные или образовательные программы. Пассажирам, желающим пользоваться определенными привилегиями класса бизнес, но по более доступной цене, «Аэрофлот» предлагает на рейсах длительностью более шести часов перелеты в классе комфорт. Здесь набор предоставляемых услуг и преимуществ шире, чем в экономе.

В классе комфорт расстояние между креслами шире стандартного — 96,5 см и позволяет вытянуть ноги, а форма кресла в виде кокона обеспечивает личное пространство. Каждое место оборудовано USB-портом, розеткой для подзарядки компьютера и мобильных устройств, индивидуальной системой подсветки и раздвижным столиком.

Особое внимание на своих рейсах «Аэрофлот» традиционно уделяет питанию. В бизнес-классе на рейсах протяженностью свыше шести часов в страны Юго-Восточной Азии подается специальный «Азиатский сет». В нем представлены блюда китайской, японской, корейской, тайской и вьетнамской национальной кухни. Стремясь удовлетворить вкусовые предпочтения всех пассажиров без исключения, за 36 часов до вылета рейса «Аэрофлот» предоставляет всем пассажирам возможность заказать один из 17 вариантов меню, в том числе вегетарианское, кошерное или халяльное. Предложение доступно на рейсах продолжительностью свыше трех часов.


Неизведанные пути

Для пассажиров, отправляющихся на горнолыжные курорты, ряд авиакомпаний включает в стоимость билета перевозку багажа в виде спортивного инвентаря — лыжи, сноуборды. Такие бонусы предоставляют преимущественно полносервисные компании. «Аэрофлот», например, предоставляет возможность перевозить лыжное оборудование бесплатно. Те, кто любит активный отдых в жарких странах, могут путешествовать с досками для серфинга на аналогичных условиях. «Аэрофлот» предоставляет пассажирам высокое качество обслуживания на всех этапах путешествия. Подтверждением высочайшего уровня сервиса «Аэрофлота» служат многочисленные награды и рейтинги: рейтинг «четыре звезды» от британского агентства Skytrax, который присвоен ряду элитных авиакомпаний мира, а также рейтинг «пять звезд» американской авиационной ассоциации APEX, который имеет лишь 21 глобальный авиаперевозчик. В 2018 году «Аэрофлот» удостоен «авиационного Оскара» — премии Skytrax World Airline Awards в престижной номинации «Лучшее бортовое питание в классе премиум-эконом». В 2019 году «Аэрофлоту» присудили главную мировую туристическую премию World Travel Awards в двух номинациях — «Лидирующий авиационный бренд» и «Лучший бизнес-класс».