Компетенция , Весь мир ,  
0 

«Мы надеемся сократить сроки выхода на стройку до одного года»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Зачем подмосковные власти создали Центр содействия строительству и как им удалось объединить представителей разных ведомств на одной площадке, рассказывает министр жилищной политики Московской области Инна Федотова.

— Что это за центр и как он содействует строительству?

— Центр был создан в 2017 году. Но предпосылки для его создания возникли в 2014-м, когда мы поняли, что коммерсантам нужна помощь для выхода на «стройку» — на этап строительства. У каждого из 68 муниципальных образований на тот момент были свои требования, и не было какого-то единого регламента, который, например, мог бы дать основание для отказов в выдаче разрешительной документации. Более того, все документы существовали только в бумажном виде, и по большинству вопросов решения принимались только на местах. Поэтому бизнесменам буквально надо было бегать по всей Московской области и собирать кучу согласований. В общей сложности застройщику приходилось пройти до 70 процедур, в итоге выход на стройку затягивался до трех и более лет. Иногда коммерсанты пытались оформить документы задним числом. Такие условия очень тормозили развитие экономики и бизнеса, поэтому в 2015 году в правительстве Московской области мы решили сделать одну точку входа для всех услуг в области строительства.

— Что потребовалось сделать, чтобы создать такую точку входа?

— В первую очередь пришлось определить общие правила работы для всех застройщиков и утвердить единые регламенты, в которых мы подробно прописали не только процедуры для согласования, но и основания, по которым застройщику может быть отказано в выдаче разрешительной документации. В 2016 году подготовка была завершена, мы запустили региональный портал и внедрили единые правила работы. Для каждой из услуг были разработаны свои регламенты. Но мы понимали: несмотря на то что все услуги предоставляются в электронном виде, застройщику все равно приходится довольно много времени тратить на передвижение между инстанциями. Поэтому решили создать Центр содействия строительству, который объединил на одной площадке организации, заключения которых необходимы для начала стройки. Это позволило серьезно сократить время между разработкой проекта и вводом здания в эксплуатацию, а также регистрацией прав собственности. Мы решили в ручном режиме сопровождать строительные проекты, разъяснять застройщикам все необходимые процедуры и выводить их непосредственно на стройку.

— Получается, вы в ручном режиме ведете каждую стройку? Как это работает на практике?

— Да, за каждым направлением закреплен конкретный менеджер, он ведет проекты от начала до конца: любой человек, даже еще не получивший права собственности на земельный участок, но желающий на нем открыть свой бизнес, может обратиться к нам и узнать, какие виды разрешенного использования у этого участка, какие на него накладываются ограничения, другие нюансы. Во-первых, это можно сделать как в режиме обычной консультации — наш call-центр работает ежедневно в будние дни. Во-вторых, любое физическое или юридическое лицо может запросить градостроительную проработку по номеру кадастрового участка. В течение 14 дней мы можем подготовить маленькую брошюру и подробно рассказать, что с этим участком может в дальнейшем происходить. Все услуги предоставляются на безвозмездной основе. В целом наш центр — это 20 организаций органов государственной власти, которые находятся в одном месте и общаются друг с другом. Кроме того, в составе центра работает АРКИ — это организация, которая содействует в получении технических условий и может дать оперативную информацию о возможных условиях подключения и тарифах.

— Сколько проектов уже прошло через ваш центр?

— В первый год работы мы брали только крупные проекты площадью больше 5 тыс. кв. м, но затем начали сопровождать и стройки до 500 кв. м. Сегодня центр ведет больше 2,7 тыс. проектов. Основная их часть приходится на долю крупного и среднего бизнеса, это в основном проекты, связанные с производством и логистикой. Около тысячи относятся к малому бизнесу — речь в первую очередь о торговых помещениях.

— Вы уже видите результаты деятельности центра?

— С нашей помощью уже было создано 140 тыс. новых рабочих мест, только за прошлый год — 50 тыс. В 2019 году в области было построено 4 млн кв. м коммерческой недвижимости, это на 1 млн кв. м больше, чем в 2018-м. Ни один регион в нашей стране не вводит столько коммерческой недвижимости в эксплуатацию. Этого результата удалось добиться благодаря тому, что на своей площадке мы смогли собрать 20 организаций и органов власти, которые участвуют в выдаче разрешительной документации.

— Какие ключевые показатели эффективности работы центра?

— Мы поставили перед собой вполне конкретные задачи — снизить административные барьеры и сократить количество времени от начала проекта до выхода на стройку с трех лет до полутора, и нам удалось добиться этого результата. На сегодняшний день у застройщика на согласование проекта уходит примерно один год и четыре месяца. На следующем этапе мы планируем сократить этот срок до года.

— Как вы собираетесь этого добиться?

— Мы проанализировали все 32 услуги, которые должен получить застройщик для начала стройки, и поняли, что только часть из них предоставляют региональные власти — в общей сложности девять услуг. Еще шесть услуг выдают муниципальные органы, а остальные услуги относятся исключительно к компетенции федерального центра. Все региональные и муниципальные услуги мы уже перевели в электронный вид и сократили по ним сроки рассмотрения, но с федеральными все не так просто. Со своей стороны, правительство Московской области предложило точку входа для органов власти, которые эти услуги предоставляют, и 11 из 16 ведомств согласились с нами работать. На сегодняшний день они осуществляют сбор заявок через региональный портал услуг. Это уже принесло свои результаты: если раньше, например, на получение согласований в Роспотребнадзоре уходило от трех до шести месяцев, то сегодня тот же процесс занимает до полутора месяцев. Мы также следим за тем, чтобы было как можно меньше отказов, — это тоже входит в наши показатели эффективности.

— Почему не все федеральные ведомства согласились предоставлять свои услуги в электронном формате? В чем сложность?

— Мы можем свои услуги предложить федеральным органам власти, но далеко не всегда они могут перейти на нашу систему. Иногда для этого им надо доработать свои собственные регламенты, которые должны пройти согласование и утверждение, и только после этого можно говорить о переходе в цифровой режим. Но работа в этом направлении ведется. Например, сейчас мы сотрудничаем с управлением архитектуры, которое вскоре должно перейти на региональный портал государственных услуг. Мы планируем доработать все, что касается предоставления федеральных услуг. И это неизбежно положительно скажется на сроках выхода на стройку.

— Какие еще цели вы ставите перед центром в этом году?

— Мы надеемся приступить к строительству 960 объектов, сохранить объем ввода коммерческой недвижимости на уровне около 4 млн кв. м, создать 50 тыс. новых рабочих мест, планируем также увеличить объем сопровождаемых проектов. И, как я уже говорила, сократить сроки выхода на стройку до одного года. Это наши цели.

Инструменты Эффект Центра
Скачать Содержание
Закрыть