В конце мая Роспотребнадзор опубликовал рекомендации по организации работы предприятий общепита в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Они включают в себя ежедневный контроль температуры тела персонала (так называемый входной фильтр), обеспечение сотрудников масками и антисептиками, которые должны закупаться минимум на пять дней вперед.
Заведениям необходимо ограничивать доступ посторонних в производственную зону, размещать столы на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга и оборудовать общественные места санитайзерами. Обязательна дезинфекция контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей, поверхностей столов, спинок стульев) каждые два—четыре часа. В закрытых помещениях должны располагаться устройства для обеззараживания воздуха. Роспотребнадзор также запретил ресторанам использовать тарелки и стаканы с трещинами, сколами и поврежденной эмалью. А в случае невозможности дезинфекции посуды при мытье рекомендовал использовать одноразовую.
Требования Роспотребнадзора едины для всех типов заведений, будь то классический ресторан, кафе, столовая или точка в фуд-корте большого ТРЦ. По мнению основателя и генерального директора компании RestA («Ресторанный консалтинг — Петербургская ресторанная школа») Ксении Кевли, комплекс мер, рекомендованный ведомством, вполне достаточен для поддержания надлежащего уровня эпидемиологической безопасности в ресторане. Эти санитарные рекомендации требуют внутренней самоорганизации каждого отдельно взятого сотрудника, говорит управляющий партнер столичного ресторана Urban Pizza Валентин Кирюшин. По его словам, на средства индивидуальной защиты, гигиены и дезинфекции ресторан сегодня тратит до 5% выручки.
В возобновивших работу заведениях ресторанного холдинга Tigrus задействованы около 50% посадочных мест, рассказывает сооснователь компании Хенрик Винтер. Каждый работающий сегодня ресторан сети тратит на закупку средств индивидуальной защиты, гигиены, моющих средств и средств дезинфекции около 20–25 тыс. руб. в неделю и не планирует исключать эту статью расходов как минимум до весны 2021-го, добавляет Хенрик Винтер.
По данным холдинга METRO, основной пик продаж средств индивидуальной защиты и дезинфекции в этом году пришелся на март, когда сегмент HoReCa (отели, рестораны, кафе) ввел дополнительные требования к безопасности. Вторая волна роста продаж в данной категории началась в июне, когда многие рестораны и кафе возобновили работу, уточняет руководитель направления маркетинга для HoReCa Евгения Щербакова.
Дополнительные меры
По мнению президента Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Игоря Бухарова, некоторые требования Роспотребнадзора избыточны. Например, норма об оснащении ресторанов устройствами для обеззараживания воздуха (кварцевыми лампами), ведь воздух в помещениях обновляется благодаря вентиляции, поясняет эксперт. Кроме того, рестораторы в некоторых регионах загружены отчетностью — им приходится каждый день сообщать в ведомство о проведенных мероприятиях (с фотофиксацией). А части рестораторов пришлось поставить дополнительные видеокамеры.
При этом требования в некоторых регионах еще жестче, чем в целом по РФ. Например, чтобы отдохнуть в Мурманске, посетителю ресторана нужно предъявить отрицательный тест на коронавирус, стоимость которого равна одному дню проживания в гостинице среднего класса, объясняет Игорь Бухаров. На такие расходы готовы идти далеко не все, уточняет эксперт.
Ряд российских кафе и ресторанов вводят электронные или одноразовые меню. Федерация рестораторов и отельеров России разработала бесплатную программу для создания электронного меню, которое открывается практически в любом гаджете по QR-коду или ссылке. Оплата заказа также может происходить бесконтактно — например, через приложение ресторана. Чтобы гость чувствовал себя комфортно, надо поменьше его беспокоить, однако это подходит не всем: концепция некоторых ресторанов предполагает постоянную коммуникацию с клиентом, говорит Ксения Кевля.
Эквиваленты кашля
Безопасность пребывания в точках общепита зависит и от самих гостей. Д.м.н., врач-инфекционист многопрофильного медицинского холдинга «СМ-Клиника» Татьяна Ковалева рекомендует перед посещением ресторана выяснить состояние здоровья тех, с кем планируется встреча: исключить повышенную температуру тела и утомляемость, насморк, кашель, наличие контактов с больными ОРЗ в течение 14 дней перед походом в ресторан. Также необходимо иметь при себе маску и перчатки. Опасность заражения вирусом в закрытых помещениях с большим количеством посетителей (столовая, фуд-корт ТРЦ, кафе) выше, чем на летних верандах и в классических ресторанах при соблюдении дистанции не менее 1,5 м, предупреждает медик.
Врач терапевт-ревматолог отделения «Медси Premuim» клинико-диагностического центра «Медси» на Красной Пресне Егор Макаров рекомендует при выборе ресторана отдавать предпочтение верандам с небольшим количеством посадочных мест. «Наихудшие условия — в полуподвальном пабе, где проходит просмотр футбольного дерби поющими фанатами, — предупреждает Егор Макаров. — Пение — эквивалент кашля, а значит, один из факторов «суперраспространения» инфекции».
Люди и манекены
В странах, где ресторанная культура является частью образа жизни, постепенное открытие заведений началось на пару недель раньше, чем в России. В Италии бары и рестораны работают с 1 июня с соблюдением требований санитарной обработки помещений и социальной дистанции, схожих с российскими. 2 июня начали открываться рестораны во Франции при условии постоянной дезинфекции поверхностей, соблюдении масочного режима персоналом и дистанцией между столами не менее 1 м.
Есть в отрасли и ноу-хау. К примеру, один из ресторанов Амстердама еще в мае протестировал пластиковые «теплицы», находясь в которых посетители могут соблюдать безопасную дистанцию друг от друга. С этими же целями в некоторых заведениях Юго-Восточной Азии владельцы сажают за столы игрушки и манекены.