Электронные и нелегальные
Материалы выпуска
Электронные и нелегальные Рынок «Каждые четыре часа на территорию РФ заходит одна фура с контрабандой» Решения Как вывести табак из тени Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Электронные и нелегальные

Ключевые тренды табачного рынка — переход потребителей на альтернативные устройства для курения и увеличение доли нелегальной продукции.
Фото: Getty Images Russia

Власти разработали нормы оборота электронных устройств, но вопрос с нелегальной торговлей остается нерешенным.

На протяжении последних лет общемировой тенденцией табачного рынка является сокращение потребления сигарет. Так, ежегодно в мире этот показатель падает на 3–5%. В России темпы падения потребления сигарет более высокие и достигают 8% в год. По данным Japan Tobacco International (JTI), за последние три года легальный табачный рынок России сократился суммарно на 20%. В первом полугодии 2020-го, согласно данным Nielsen, продажи табака в стране сократились в натуральном выражении на 8,2% год к году.

Сами производители связывают этот тренд прежде всего с ростом нелегального табачного рынка. Как отмечают в British American Tobacco (BAT), эта тенденция наблюдается с 2015 года. По последним данным Nielsen, объем нелегального табачного рынка в третьем квартале 2019 года составил рекордные 15,6%. «Нелегальная продукция замещает легальную — в этом главный урон для бизнеса производителей», — говорит руководитель «БАТ Россия» по связям с госорганами Олег Барвин. По его словам, главным поставщиком нелегальных сигарет в Россию являются страны — партнеры по ЕАЭС. Поэтому отложенная до 2024 года гармонизация акцизов в странах ЕАЭС, отсутствие таможенных границ России со странами союза, несовершенство российского законодательства и правоприменительной практики только способствуют сохранению тенденции, резюмирует эксперт. Последняя инициатива Минфина о повышении акциза на сигареты на 20%, которую Госдума одобрила в сентябре во втором чтении, увеличивает разрыв в ценах в сравнении с ценами в соседних странах и, по его оценке, может увеличить долю нелегальных сигарет вдвое.

По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Сазанова, повышение ставки акциза на табачную продукцию необходимо для возмещения расходов на борьбу с COVID-19. В Минфине намерены повысить акцизы именно на табак, а не на алкогольную продукцию, объясняя это соответствием меры, с одной стороны, антитабачной концепции, с другой — поддержкой виноделия. «В части табака уже доказанная мера, что чем выше стоимость сигарет, тем меньше потребление табака и, соответственно, здесь это наше действие согласовано с политикой государства по сокращению потребления табака внутри Российской Федерации», — заявил Алексей Сазанов на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Бездымные реалии 

В то же время падение производства сигарет связано не только с ростом нелегальной торговли, но и с переходом потребителей на электронные устройства для курения. Согласно исследованию EY, в 2013 году электронными сигаретами в России пользовались 0,6% совершеннолетнего населения, а в 2016-м эта доля увеличилась более чем вдвое, до 1,4%. По мнению Олега Барвина, популярность альтернативных способов потребления никотина связана в первую очередь с изменением портрета потребителя. Никотиносодержащая продукция позволяет избавиться от дыма, пепла и продуктов горения, поэтому набирает большую популярность в современном мире, объясняет эксперт. «Потребители, которые не готовы полностью отказаться от потребления никотина, имеют разнообразный выбор альтернативной продукции: вейпы, системы нагревания табака, электронные сигареты», — говорит Олег Барвин.

Первыми на российском рынке в 2008 году появились вейп-устройства, но популярными они стали позднее. По оценке Euromonitor International, в 2013 году продажи вейпинговых систем в России достигли $101,1 млн, или 5,9 млрд руб. (по средневзвешенному курс доллара 2017 года), в 2017-м эта цифра увеличилась уже в четыре раза, до $404 млн (23,57 млрд руб.). В мире за тот же период продажи таких устройств росли чуть медленнее — в 3,4 раза, до $11,44 млрд.

В настоящее время наиболее популярной категорией являются системы для нагревания табака. По данным Nielsen, в первом полугодии 2020 года продажи стиков для нагревающих устройств выросли на 197,7% год к году. Если по итогам шести месяцев 2019 года доля продаж стиков на российском табачном рынке находилась на уровне 1,6% в натуральном выражении (в штуках), то к концу первого полугодия 2020-го достигла 5,1%. Первой устройство для нагревания табака IQOS на российский рынок в 2015 году вывела Phillip Morris International. В 2017 году BAT начала продажи устройства для нагревания табака glo. По прогнозам Euromonitor International, в целом рынок альтернативных устройств для курения будет продолжать расти и к 2023 году увеличится на 411,1%, до $3,7 млрд.

Электронное регулирование 

Развитие нового сегмента табачного рынка привело к необходимости его регулирования. Соответствующие поправки в профильный закон (№ 15-ФЗ) разрабатывались на протяжении нескольких лет. Первая версия законопроекта была внесена в Госдуму группой сенаторов во главе с Валерием Рязанским еще в 2017 году, однако в первом чтении документ был принят только в декабре 2019-го. Тогда он дополнял существовавшие в законе определения понятием «электронные курительные изделия» и предполагал, что на новую продукцию будут распространяться все те ограничения, что и на традиционные сигареты, за исключением запрета на открытую выкладку в магазинах, а также распространения по промоакциям. Этот момент был принципиально важен для табачных компаний, представители которых неоднократно заявляли, что потребители должны иметь возможность получать информацию о новых, потенциально менее вредных продуктах.

Однако итоговая версия документа, который был принят в июле 2020 года, содержала существенные изменения. Отстоять имевшиеся в первой версии послабления табачным компаниям не удалось, и на электронные средства доставки никотина (ЭСДН) были распространены все ограничения, что и на традиционные сигареты. Более того, был введен ряд дополнительных ограничений. В частности, в России запретили оборот некурительной никотиносодержащей продукции, такой как никотиновые конфеты и сосательные никпэки. Кроме того, депутаты ввели ограничения по максимально допустимой доле никотина в жидкостях для вейпов и электронных сигарет — теперь она не может превышать 20 мг. Но в то же время табачным компаниям удалось отстоять немаловажную вещь — никотиносодержащая продукция была выделена в отдельное определение и, соответственно, категорию. А это значит, что пока на нее не распространяются требования технического регулирования Евразийского экономического союза, она не подлежит маркировке, обязательному декларированию соответствия, а также на сами устройства не нужно клеить акцизные марки. Для никотиносодержащей продукции предполагается разработка отдельного технического регламента.

В целом табачные компании довольны тем, что оборот никотиносодержащей продукции в принципе урегулировали. В то же время, по словам директора по связям с органами власти JTI в России Василия Груздева, одинаковые правила и для традиционных сигарет, и для электронных устройств противоречат концепции закона № 15-ФЗ, так как потребитель никотиносодержащей продукции вынужден будет употреблять ее только в тех же местах, где разрешено курить традиционные сигареты. Кроме того, Василий Груздев считает, что ограничения по содержанию никотина относятся к техническому регулированию. Подобные обязательные требования должны приниматься на основе экспертной и научной оценки в рамках технического регламента и в рамках ЕАЭС процесс разработки такого техрегламента уже запущен, отмечает топ-менеджер.