— Минфин предлагает повысить акциз на табачную продукцию в следующем году на 20% для компенсации роста бюджетных расходов из-за пандемии коронавируса. Как такое решение властей скажется на рынке и потребителе табака?
— Повышение акцизов на такую рекордную величину означает рост стоимости пачки сигарет на 20 руб. Мало кто из курильщиков сможет понять, почему его пачка вдруг так сильно подорожала, когда официальная инфляция составляет 3–4%. Уже сегодня у нас в стране три четверти регионов находятся в так называемой красной зоне: из-за того что слишком большая доля семейного бюджета начинает тратиться на сигареты, люди ищут альтернативу. И, как правило, этот поиск приводит не к отказу от курения, а к покупке более дешевых сигарет — нелегально продающихся на территории РФ. Если легальные сигареты в России стоят около ста и более рублей за пачку, то нелегальные можно купить и по 50–60 руб.
С повышением акцизов в группу риска могут попасть потребители, зарабатывающие 38–40 тыс. руб. в месяц, а это уже бóльшая часть населения страны. Доходы людей сокращаются из-за кризиса, а законодательство нашей страны все еще не позволяет эффективно бороться с преступниками — в таких условиях вместе с резким скачком цен в следующем году мы вполне можем увидеть двукратный рост серого рынка. За семь лет борьбы с табаком нелегальный табак занял 15% рынка, а за один предстоящий год он может вырасти до 30% — треть всех сигарет пойдет мимо государственной кассы. Это уже не борьба за здоровье, это борьба против бюджета.
— Повышение акцизов помимо увеличения доходов бюджета — это в том числе и шаг к сокращению числа курильщиков. Насколько такой инструмент эффективен и как он влияет на рынок?
— Эффективность борьбы с курением можно оценить в том числе через темпы роста нелегальной торговли в России. Один из основных инструментов, который Минздрав перенял из конвенции ВОЗ, подписанной Россией, — достаточно агрессивное повышение акцизов на табак, начатое в стране с 2014 года. Результатом этой политики стало то, что сигареты сейчас в России стоят в два-три раза дороже, чем в любой стране ЕАЭС. Что провоцирует колоссальные нелегальные поставки табака от соседей. Как бы мы родину ни любили, но если нам предлагают российскую пачку сигарет за 100 руб. а белорусскую — за 50, понятно, чтó мы выберем.
В общем, в итоге будет не то, к чему стремились. Планировалось, что люди бросят курить, а они переключаются на нелегальные сигареты, которые можно без труда купить практически везде по стране. Это сопряжено и с потерями для бюджета: сегодня с одной пачки сигарет государство зарабатывает как минимум 65 руб. только прямых налогов (НДС и акциз), не говоря уже о косвенных, которые в товаропроводящей цепи заложены в зарплате, прибыли и т.д.
— Какова ваша оценка оборота нелегальной продукции на российском табачном рынке?
— Оборот нелегальной продукции сейчас в России — примерно 1,5 млрд пачек, то есть 15,6% общей массы. Обратите внимание: до начала борьбы с нами, курильщиками, он составлял 0,3%. Соответственно, можно посчитать убыток, который терпит государственный бюджет из-за галопирующего поднятия акцизной ставки, — более 100 млрд руб. в год.
И темпы роста нелегальной торговли вызывают опасения. Буквально пять лет назад они были почти нулевыми, но каждый последующий год шло удвоение объемов нелегальных продаж. Это говорит о том, что так же динамично будут расти и объемы недополученных госбюджетом средств. При росте акциза 20% вместо запланированного роста доходов бюджет может недосчитаться более 270 млрд руб. в следующем году. То есть 70 млрд приобретет от 20-процентного повышения, а 270 млрд руб. недосчитается.
— Откуда сегодня в Россию поступают нелегальные сигареты? Чем нелегальная табачная продукция отличается от контрафакта?
— Под нелегальной подразумевается табачная продукция, с которой не были уплачены налоги в российский бюджет. Из всех таких сигарет, сбываемых на российском рынке, 70% приходится на контрабандный ввоз из-за границы, около 30% произведены в России. Более половины нелегальных сигарет к нам поступает из стран ЕАЭС, с которыми у нас нет таможенной границы, поэтому табак можно ввозить беспрепятственно. В Республике Беларусь, например, сигареты стоят в четыре раза дешевле, чем в России. И выпуск их в последние годы удвоился, хотя потребление в этой стране сохраняется на прежнем уровне. И в то время, как в России в последние годы закрылось несколько табачных фабрик, в соседних государствах массово открываются новые.
Внутри России из нелегальных сигарет производятся в основном подделки, то есть продукция, на которой используется чужой товарный знак. Такие сигареты изготавливаются на подпольных предприятиях, без малейших соблюдений технологий и санитарных требований, поэтому такая продукция самая опасная.
— Какую роль в формировании нелегального рынка играют полицейские меры — проверки и контроль, а какую экономические — регулирование величины акциза?
— Основным фактором возникновения проблемы стало планомерное повышение акцизов. Если бы у нас цены на сигареты были такими же, как в соседних странах, то никто бы к нам нелегальную продукцию не ввозил. Такая ситуация была пять-шесть лет назад, уровень нелегальной торговли был порядка 0,3%. А сегодня за счет колоссальной разницы в ценах на каждой ввезенной из Белоруссии или Казахстана пачке преступники зарабатывают по 20–30 руб. — о такой марже каждый российский предприниматель может только мечтать.
По нашим расчетам, каждые четыре часа на территорию РФ заходит один длинномер с контрабандой. При всем желании ресурсов правоохранителей на контроль таких массовых поставок не хватит. С одной такой фуры бюджет теряет более 30 млн руб. То есть каждые четыре часа — минус 30 млн руб. из госбюджета.
— Объем нелегального рынка табачной продукции очень неоднороден по регионам России. С чем это связано, ведь границ между регионами нет?
— На ситуацию в регионах влияет несколько факторов. Первый — доходы населения. Если в Москве зарплата под 80 тыс. или 100 тыс. руб., то, конечно, здесь и меньше людей, которые чувствуют какой-то дискомфорт, связанный с ценами на сигареты. А чем ниже доходы в регионе, тем больше желающих купить нелегальную продукцию.
Второй фактор — близость границы, то есть основных источников контрафакта (Казахстан, Белоруссия). Например, доля нелегальных сигарет на рынке Смоленской области достигает 25–26%, в Ростовской области — 28%, а в самом Ростове — больше 50%.
Третий фактор, который отчасти может нивелировать эффекты первых двух, — это как раз те самые полицейские меры, которые зависят от внимания к проблеме местных властей.
— Какие меры, на ваш взгляд, могли бы сбалансировать различные интересы: бюджета с точки зрения поступления акцизных доходов, потребителей табачной продукции и госполитики на сокращение ее потребления?
— Нужен баланс, разумный компромисс во взвешенной политике постепенного повышения акциза и, как минимум, параллельного выравнивания цен с Казахстаном, Арменией, Белоруссией. Необходимо добиваться, чтобы эти страны повышали у себя акциз на сигареты. Например, в Белоруссии ставка акциза на низкоценовые сигареты должна повышаться минимум на 40–50% ежегодно, чтобы попасть в гармонизационный коридор. Также необходимо, чтобы российские правоохранительные органы активнее пресекали ввоз нелегальной продукции.
Есть целый ряд мер, которые мы давно предлагаем: введение минимальной цены на сигареты, ограничение ввоза для личного пользования, увеличение штрафов за нелегальное производство и торговлю, введение уголовной ответственности. Для курильщиков это гарантия того, что они будут курить легальный кондиционный товар. Для государства — гарантия чистоты рынка.