«Конкуренция в платной медицине станет жестче»
Материалы выпуска
Пациенты новой ориентации Рынок «Конкуренция в платной медицине станет жестче» Компетенция Медицинские лаборатории ждут централизации Решения
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Конкуренция в платной медицине станет жестче»

О перспективах рынка платных медуслуг и предпочтениях потребителя на нем РБК+ рассказала начальник Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елена Жидкова.
Фото: Игнат Козлов для РБК+

— Каков ваш прогноз по развитию рынка платных медуслуг в стране и какие тренды, на ваш взгляд, станут определяющими в ближайшие несколько лет?

— Пандемия и связанная с ней санитарно-эпидемиологическая обстановка оказали существенное влияние на развитие рынка медицинских услуг, в частности привели к снижению плановой медицинской помощи. И последствия будут далеко идущими. За последние семь лет динамика роста в нашей сети по платным медицинским услугам составила от 4 до 15% ежегодно, но в этом полугодии мы впервые столкнулись со снижением в данном сегменте.

Снизится объем программ ДМС и услуг, ориентированных на людей со средним достатком. Потребитель будет более рационален в выборе медицинских услуг: снизится средний чек. Возможно, общество введет себя в заблуждение, что в условиях падения доходов здоровье — это то, на чем можно экономить. Это пессимистический прогноз.

Конкуренция станет более жесткой: не исключено, что компании в борьбе за потребителя прибегнут к крайним мерам, в том числе демпингу. В общем обороте российского рынка медицинских услуг вырастет доля услуг, основанных на дистанционных технологиях, — эти услуги отличают меньшая стоимость и больший оборот.

— Холдинг РЖД — крупнейший транспортно-логистический оператор, сохранивший железнодорожную медицину. Почему вы не пошли по пути других ведомств и не передали медицинское обслуживание на аутсорсинг?

— Наличие собственной системы здравоохранения позволяет холдингу повышать лояльность персонала и экономическую эффективность деятельности за счет снижения трудопотерь.

Приведу несколько примеров. В компании постоянно снижается показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности; так, за последние 20 лет он снизился более чем в полтора раза, с 10,3 до 6,5 дня на одного работника. Количество работников, вышедших на инвалидность, с 2012 по 2019 год снизилось на 50%. Число случаев впервые признанных инвалидов среди работников ОАО «РЖД» на 62% ниже, чем в среднем по России. Смертность работников в два раза ниже смертности трудоспособного населения в стране, а ожидаемая продолжительность жизни сотрудников холдинга уже сейчас превышает 80 лет.

За счет всех вышеперечисленных показателей, а также отсутствия аварий по фактору здоровья холдинг добивается ежегодной экономии в среднем около 15 млрд руб.

— В клиниках «РЖД-Медицины» сегодня обслуживаются не только работники холдинга. С чем связано такое решение?

— Сотрудники холдинга являются, безусловно, важными, но далеко не единственными клиентами нашей сети. Основную медицинскую помощь мы оказываем все-таки территориальному населению.

Это было осознанное решение, которое топ-менеджмент «РЖД-Медицины» принял несколько лет назад. Для сохранения масштаба сети, сохранения объема медицинской помощи и имеющейся инфраструктуры, балансировки финансовых показателей был необходим дополнительный поток пациентов.

В структуре доходных поступлений почти 40%, а это 21 млрд руб., составляют средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Это ключевое отличие от иных частных медицинских организаций, которые ориентированы на высокомаржинальные виды услуг и на платных пациентов. Мы ориентированы на массового клиента, плотно интегрированы в систему ОМС и за счет эффекта масштаба добиваемся хорошей экономической эффективности.

— Как вы обеспечили подобный рост в ОМС?

— Начну с фундаментальных факторов. Законодательное закрепление за гражданином права выбора медицинской организации позволило прикрепиться к нашим медицинским учреждениям более 1,8 млн наших сограждан.

Реализация национальных проектов, значительные инвестиции в государственную систему здравоохранения обязывают нас самым серьезным образом относиться к поддержанию конкурентоспособности наших учреждений. Ежегодно компания инвестирует более 4 млрд руб. в оснащение учреждений медицинским оборудованием, на реконструкцию и капитальный ремонт мы тратим более 2 млрд руб. в год.

В отличие от большинства конкурентов мы имеем возможность оказывать весь спектр медицинских услуг — от амбулаторно-поликлинической до высокотехнологичной стационарной помощи, реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Наконец, наш кадровый потенциал, золотой фонд сети «РЖД-Медицина». Мы уделяем большое внимание рекрутингу, подготовке, развитию персонала. Достаточно сказать, что в наших учреждениях работают более тысячи докторов и кандидатов медицинских наук, заслуженных врачей РФ.

Все вышеперечисленное делает наши учреждения конкурентоспособными не только на рынке ОМС, но и среди частных учреждений на рынке платных медицинских услуг.

— Вы частная сеть, но сотрудничаете с государством на федеральном и региональном уровнях. Какие задачи при этом решаете?

— Понимая масштабы нашей сети, объемы оказываемой нами медицинской помощи, количество прикрепленного населения, мы осознаем всю важность и необходимость нашего участия в решении государственно значимых задач.

Так, для организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 в соответствии с требованиями Минздрава России было перепрофилировано 1200 коек в городе Москве, перепрофилированные стационары были укомплектованы штатом более чем из 2 тыс. медицинских работников, из которых 300 откомандированы из других регионов страны.

Для разгрузки муниципальной системы здравоохранения на территории Российской Федерации для борьбы с COVID-19 в учреждениях «РЖД-Медицины» была налажена маршрутизация неотложной и экстренной медицинской помощи территориального населения. Более того, было развернуто 20 ПЦР-лабораторий и проведено более 500 тыс. исследований на COVID-19.

Кроме этого в труднодоступных и малонаселенных регионах России медицинским персоналом передвижных консультативно-диагностических центров оказывалась первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь. Например, в 2019 году передвижные центры посетили 25 тыс. пациентов на 195 железнодорожных станциях.

Мы стараемся не быть равнодушными к проблемам субъектов Федерации, на территории которых находятся наши учреждения, а это 75 регионов, и по возможности подстраиваемся под их потребности в оказании качественной и доступной медицинской помощи.

— По какому пути будет развиваться сеть в среднесрочной перспективе? Какие задачи стоят перед клиниками?

— Мы сейчас разрабатываем концепцию развития до 2025 года. Планируем добиться еще большего социального эффекта в деятельности компании, снизив уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников и увеличив численность прикрепленного к нам территориального контингента.

Мы будем стремиться сохранить финансовые показатели нашей сети. Для этого планируем нарастить выручку в сегменте ОМС, сохранить среднегодовой темп роста в сфере платных медицинских услуг, более динамично развивать сферу услуг, основанных на дистанционных технологиях.

Наша главная цель в среднесрочной перспективе — создание финансово устойчивой системы здравоохранения за счет наращивания объема оборотных и инвестиционных средств, повышения уровня заработной платы, развития кадрового потенциала, расширения ассортимента услуг и внедрения современных медицинских технологий диагностики и лечения, в том числе основанных на использовании искусственного интеллекта.