С 2025 года в Московской области, по данным регионального министерства жилищно-коммунального хозяйства, на размещение будет направляться не более 10% общего объема твердых коммунальных отходов (ТКО). Остальной мусор подлежит переработке или уничтожению. Цифра впечатляющая, учитывая, что в московской агломерации в последние годы ежегодный объем ТКО достигает 11–12 млн т. По стране этот показатель составляет 60–70 млн т в год.
Мусору здесь не место
В 2017 году в России стартовал приоритетный проект «Чистая страна» (в рамках нацпроекта «Экология»). Согласно паспорту проекта, всего к 2025 году «планируется восстановить и рекультивировать около 1,5 тыс. га земель, подверженных негативному влиянию объектов накопленного вреда, что улучшит экологические условия проживания для 4,3 млн человек». Однако к концу 2020 года, как подсчитали аудиторы Счетной палаты РФ, 90% отходов в стране все еще отправлялось на свалки и полигоны, а в переработку поступало не более 7% мусора.
В конце 2018 года власти Московской области решили форсировать «мусорный вопрос», запустив региональный проект «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». Уже в октябре прошлого года Минприроды РФ назвало Подмосковье лидером в части реформирования системы обращения с отходами. Ранее в СМИ аналогичную характеристику региону дал председатель Московской областной организации Всероссийского общества охраны природы Тимур Усманов: «Сейчас Подмосковье — ключевой регион с точки зрения национального проекта «Экология». Пятая доля всего мусора сегодня проходит через него. Здесь все основные вызовы. И то, что область с нуля уже сделала абсолютно новую отрасль, — это серьезный вклад в общее дело».
Одним из главных достижений на промежуточном этапе реализации реформы подмосковные власти и экологи считают полное закрытие всех 39 полигонов ТКО «советского образца». «Именно эти объекты доставляли самое большое беспокойство жителям. Теперь же прямое захоронение коммунальных отходов в регионе отсутствует в принципе — весь их объем проходит глубокую сортировку на вновь построенных десяти комплексах по переработке отходов (КПО)», — говорит министр ЖКХ Московской области Антон Велиховский. Создание современных КПО, по его словам, позволило прекратить работу таких печально известных полигонов, как «Ядрово» и «Лесная», а также остановить прямое захоронение на полигонах «Алексинский карьер», «Храброво» и «Тимохово».
Цена вопроса
Экология и создание современной инфраструктуры переработки отходов — дорогое удовольствие. КПО — это высокотехнологичное предприятие стоимостью в среднем 3–4 млрд руб. Например, на КПО «Восток» стоимость только оптических сепараторов составляет 120 млн руб. Нужно также учитывать расходы на создание новых контейнерных площадок единого образца (в регионе их число увеличено в четыре раза), закупку контейнерного автопарка и транспортные расходы: мусоровозы делают несколько тысяч выездов в сутки.
Расходы на стройку КПО в тарифе на вывоз отходов для населения достигают 40%. Но сравнивать тарифы, говоря, что в Московской области они выше, чем в других субъектах РФ, некорректно, так как только в Подмосковье уже закрыты мусорные полигоны, создана сеть КПО, внедрен раздельный сбор отходов у населения.
Глубина переработки поступающих отходов на КПО составляет до 75%. По данным областного министерства ЖКХ, на подмосковных КПО поток отходов сокращен наполовину благодаря 30-процентному компостированию органического отсева в техногрунт и 20-процентной выборке вторсырья на переработку. На всех КПО используются барабанные, магнитные, баллистические сепараторы, оптическое сканирование. Оборудование позволяет отбирать до 25 фракций сырья. После глубокой сортировки и извлечения полезных фракций на изолированной чаше размещаются неперерабатываемые остатки (так называемые хвосты), которые при необходимости брикетируются в стретч-пленку, что сокращает объем размещения отходов, предотвращает попадание в воздух мелких и легких фракций. Отсутствие органики и контакта с внешней средой устраняет образование газа, запаха и фильтрата, обеспечивает безопасность для природы. Существующие технологии позволяют, в отличие от обычного мусорного полигона, проводить рекультивацию во время эксплуатации, а по окончании срока службы КПО провести пассивную дегазацию объекта без нанесения вреда природе и здоровью людей.
К 2022 году на территории области к десяти уже действующим КПО добавится еще один, а на шести действующих КПО будут увеличены производственные мощности.
Уже сегодня в регионе нет неучтенного объема ТКО. «Под общественным контролем отслеживается весь путь от синего и серого бачков до этапа переработки на КПО. На закрытые полигоны не поступает ни килограмма коммунальных отходов. Для учета отходов в регионе действует система «Электронный талон», которая не позволяет «левым» мусоровозам проехать на КПО», — говорит Антон Велиховский. «Для экологии Подмосковья это победа. Но это только 50% успеха. Необходимо рекультивировать такие объекты и вести мониторинг их состояния», — отмечает председатель Ассоциации общественного контроля Московской области Лилия Белова.
Как утверждают специалисты, закрытый полигон продолжает «жить» до 15 лет. На старых полигонах, таких как «Ядрово», «Алексинский карьер», «Лесная», накоплено значительное количество свалочного газа, поэтому проблемы с запахом где-то придется решать еще не менее восьми лет, признает Антон Велиховский. При этом он отмечает, что на всех объектах уже проведена серьезная работа по дегазации, установлены факелы для сжигания газа, датчики контроля состояния воздуха и ПДК вредных веществ. Сейчас разрабатывается проектная документация для рекультивации всех закрытых мусорных полигонов. Не исключено, что на месте некоторых из них могут появиться благоустроенные территории, спортивные и развлекательные парки. Соответствующий успешный мировой опыт есть в США, Израиле, Финляндии, Сингапуре и в том же Подмосковье. Например, на месте бывшей свалки в окрестностях Балашихи уже работает горнолыжный комплекс «Лисья гора». «На месте полигона «Анино» сейчас красивая зеленая гора с террасами из камней. И совершенно без запаха», — говорит Лилия Белова. При этом эколог замечает, что по-прежнему остро стоят вопросы утилизации тех отходов, которые не подлежат переработке, — предметы гигиены, упаковка, медицинские отходы, частично строительный мусор. «Необходимо расширять инфраструктуру перерабатываемых производств и стремиться к нулевому захоронению», — заявляет эксперт.
В последние годы на переработку с учетом столичного мусора Московская область, по данным регионального министерства ЖКХ, ежегодно принимает до 7,5 млн т коммунальных отходов, что составляет 11% общероссийского объема. Порядка 20% полезных фракций (стекло, бумага, металл, пластик) идет на вторичную переработку. Около 3 млн т отходов после сортировки — уже без органики — подвергается безопасному размещению. На ряде КПО планируется внедрение технологии создания из «хвостов» альтернативного RDF-топлива (до 25% объема отходов), которое может быть использовано на предприятиях металлургической и цементной отраслей, в коммунальной теплоэнергетике — в качестве сырья для специальных заводов по термическому обезвреживанию ТКО.
Энергетический подход
Сейчас в Подмосковье строится четыре современных завода по энергетической утилизации отходов. «Самая активная фаза — в Воскресенском округе, где уже монтируется крупногабаритное котельное оборудование. По данным компании «РТ-Инвест» (входит в госкорпорацию «Ростех», с 2018 года занимается строительством комплексных систем обращения с отходами, включая заводы по термическому обезвреживанию ТКО), в Наро-Фоминске заканчивается заливка фундамента, идет подготовка к монтажу каркаса котлов. В Солнечногорске и Богородском округе приступили к активным строительным работам.
Все подмосковные заводы идентичны по технологии. «Проект разработан по технологии японско-швейцарского консорциума Hitachi Zosen Inova, который на сегодняшний день является одним из мировых лидеров отрасли энергоутилизации. Предварительно был детально изучен весь мировой опыт», — поясняет генеральный директор компании «РТ-Инвест» Андрей Шипелов.
Современный завод по энергоутилизации отходов представляет собой экологически безопасную электростанцию, которая в качестве топлива использует «хвосты» — отходы, не подлежащие повторному применению, рассказывает Андрей Шипелов. Они, по его словам, составляют 50% общего объема ТКО. Отходы утилизируются в жаропрочном котле при температуре 1260 градусов Цельсия на подвижной колосниковой решетке, которая обеспечивает равномерное прогорание. «При таких условиях все вредные вещества — диоксины и фураны — гарантированно уничтожаются, а дымовые газы проходят многоуровневую систему фильтрации, которая улавливает даже мельчайшие частицы пепла», — утверждает руководитель. В итоге из трубы выходит очищенный ото всех примесей пар, а парогенераторы преобразуют полученное от термической утилизации тепло в электричество. Современные технологии, по словам Андрея Шипелова, позволяют безопасно утилизировать остающиеся от производства золу и шлак, получать из них железо, алюминий и даже золото.
Каждое подмосковное предприятие сможет принимать по 700 тыс. т отходов в год и вырабатывать 70 МВт электроэнергии. Этого хватит, чтобы обеспечить электричеством 1 млн жителей столичного региона.
Впрочем, строительство заводов по энергетической утилизации отходов не все воспринимают положительно. «Безопасных мусоросжигательных заводов не бывает», — утверждают экоактивисты. «Мусоросжигание требует предельного внимания к процессу фильтрации и минимизации образующихся газообразных отходов, — говорит старший менеджер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Юлия Фахрудинова. — Необходимо обратиться к зарубежному опыту по минимизации негативного воздействия на окружающую среду при захоронении золы, полученной при сжигании». Однако в «РТ-Инвесте» заверяют, что опасения напрасны. «Наша технология признана наиболее энергоэффективной, безопасной и оптимальной с точки зрения затрат, в последние годы доминирует в мире и используется на 88% новых объектов», — поясняет Андрей Шипелов. Аналогичные проекты Hitachi Zosen Inova сейчас реализует, в частности, в Великобритании, ОАЭ, Франции, Турции. Проекты подмосковных заводов, по его словам, успешно прошли десять российских и две независимые международные экспертизы. Работа заводов по энергетической утилизации отходов позволит к 2025 году достичь нулевого захоронения, уверены в «РТ-Инвесте».