Из 60 млн транспортных средств (по состоянию на 1 января 2021 года) автобусы в России являются самой малочисленной категорией: их доля составляет лишь около 1%, или 411,1 тыс. единиц (без учета LCV), по данным агентства «Автостат». И это при том что численность автобусов увеличилась за последние десять лет на 8,5%. По данным ГИБДД, в 2020 году в стране было зарегистрировано 850 тыс. автобусов, но в эту статистику входят и упомянутые выше LCV.
Парк автобусов в России, по данным «Автостата», по-прежнему старый (средний возраст машин превышает 16 лет) и «грязный»: более 39% автобусов не соответствуют даже нормам Евро-2. При этом 75% всей автобусной техники в стране — российского производства. Почти половину парка (46%, или 188,4 тыс. единиц) составляют модели Павловского автобусного завода; еще 20% — марки «КАвЗ» (45,6 тыс.) и «ЛиАЗ» (38,7 тыс.). Пандемия также не добавила отрасли оптимизма. По данным «Автостата», впервые после четырехлетнего роста рынок новых автобусов в 2020 году показал падение на 5% — из-за карантинных мер, ослабления курса рубля и роста цен на комплектующие.
Туристические сложности
Михаил Болигузов, член Московской торгово-промышленной палаты, оценивает число автобусов для туристических перевозок в России примерно в 10 тыс. машин. Член президиума Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева приводит более скромную оценку — 3,5–5 тыс. автобусов. «Общее число подсчитать сложно, хотя мы в РСТ много раз пытались. Больше всего таких автобусов в Москве и Санкт-Петербурге — по 800 машин», — говорит эксперт, подчеркивая, что туроператоры в основном арендуют автобусы у транспортных компаний.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников связывает малое число закупок новой техники с высокими сроками окупаемости: для 45-местных туристических автобусов в российских условиях они могут достигать 30 лет: «Это с текущими тарифами на перевозку. Если их повысить, автобусами просто перестанут пользоваться». Развитию сектора, по словам Юрия Свешникова, также мешает отсутствие особого статуса туристических автоперевозок в законодательстве, а в Москве и Санкт-Петербурге — еще и нехватка парковок для экскурсионных автобусов вкупе с невозможностью пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта. «Припарковаться в Москве практически негде, высадить людей негде, отстоев в ожидании туристов нигде нет», — согласна с ним Ольга Санаева.
Михаил Болигузов говорит, что из-за пандемии многие владельцы невостребованных автобусов туристического класса пытаются продать технику, чтобы покрыть лизинговые платежи. Ольга Санаева согласна, что сейчас бизнес не готов закупать туристические автобусы, но подчеркивает, что перед пандемией исследования РСТ свидетельствовали об обратном, в том числе об ожидании поддерживающих спрос госпрограмм лизинга и кредитования. В агентстве Russian Automotive Market Research спрогнозировали рост продаж новых автобусов в 2021 году на 2,8–5,4%. Стимулировать процесс должны как раз региональные и федеральные программы господдержки. По словам Санаевой, в РСТ даже просили Минпромторг рассмотреть вопрос локализации китайских и европейских автобусных заводов в России для нужд турбизнеса, но пока этот вопрос не решен.
Автобус, но маленький
В существующих условиях на первый план выходят микроавтобусы для заказных и туристических поездок — их выпускают как крупные производители, так и целый ряд относительно небольших компаний, специализирующихся на переоборудовании серийных пассажирских фургонов. Исходниками чаще всего служат Ford Transit, Renault Master, Iveco Daily, Mercedes-Benz Sprinter и «Газель Next».
В пресс-службе группы ГАЗ посетовали на низкий спрос в пассажирском сегменте LCV и на то, что ожидаемого восстановления пока не произошло. Несмотря на это, там назвали успешным вывод на рынок автобуса «Газель City», объединяющего малые габариты LCV и удобство входа/выхода большого низкопольника. Также в компании отметили положительные результаты «Соболь 4х4», которые достигнуты в основном за счет закупок крупных компаний.
В Mercedes-Benz отмечают спрос на туристический микроавтобус Sprinter Tourist для перевозок в премиальном сегменте. «Мерседес-Бенц Рус» разработала его совместно с сертифицированным партнером — компанией «Луидор». Предлагаются две модификации на базе нового поколения Sprinter — Comfort и Ultimate. В версии Ultimate пассажирский отсек отделен от водительского. У каждого сиденья предусмотрены USB-розетки, а сверху расположены полочки для вещей. В салоне установлены конвекторные обогреватели и кондиционер с индивидуальными комфорт-блоками.
Компании активно используют для продвижения продукции туристический маркетинг. «Хендэ Мотор» еще в конце 2020 года запустила программу под названием «Зиме быть!», предложив оформить подписку на любую модель, представленную в сервисе Hyundai Mobility, в том числе на микроавтобус H1. «Volkswagen Коммерческие автомобили» в сотрудничестве с Road.Travel разработала проект авторских маршрутов автопутешествий по России, которые созданы для моделей Amarok и Caddy и пассажирского Multivan. В феврале на фестивале Rosafest 2021 x Gorilla Energy была представлена модель Caravelle 6.1, дополненная новыми опциями. А в марте «Volkswagen Коммерческие автомобили» приняла участие в фестивале «Дни скорости на льду Байкала», выступив техническим партнером мероприятия и предоставив Multivan 6.1, Caravelle 6 и Transporter 6.1 в качестве автомобилей-помощников.
Впрочем, всякий, кто бывал на Байкале, знает, что основным средством для перевозки туристов там остается старая добрая «буханка». В прошлом году УАЗ совместно с партнером «Люкс Форм» даже создал ее особую версию, которая так и называется — «Байкал». Этот дом на колесах обставлен модульной мебелью, имеет раковину со смесителем и холодильник, в качестве опций предлагаются навесной тент и биотуалет. Чуть ранее УАЗ выпустил версию «буханки» в исполнении «Экспедиция» на базе семиместной комплектации «Комби» с дополнительным внедорожным оснащением.
Туристическому рынку, рассуждает Ольга Санаева, не хватает автобусов «с высокими панорамными окнами» для обзорных экскурсий, «где визуализация крайне важна».