Продажи коммерческих автомобилей стабилизируются
Материалы выпуска
Продажи коммерческих автомобилей стабилизируются Рынок Туротрасль в ожидании автобуса Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Продажи коммерческих автомобилей стабилизируются

В пандемию продажи коммерческих автомобилей не смогли поддержать ни бум интернет-торговли, ни госпрограммы. В посткарантинный период производители рассчитывают завоевать новые ниши, представив рынку новые модели.
Фото: Getty Images Russia

По итогам прошлого года объем рынка легкого коммерческого автотранспорта (LCV) в России составил 104,3 тыс. единиц, что на 7% ниже показателя 2019 года. Таким образом, рынок LCV показал падение впервые за последние пять лет начиная с 2016 года, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

И в 2021 году падение продолжилось: продажи автомобилей в России в январе снизились на 4,2%, до 95 213 машин. Однако в этой статистике учитывались общие данные как по легковым, так и по коммерческим автомобилям.

Показатели отдельных брендов демонстрируют, что и нынешняя ситуация вполне может быть не драматичной. Например, продажи LCV Volkswagen за период с января 2020-го по январь 2021 года выросли на 34% (с 384 до 513 автомобилей). А Ford и вовсе увеличил продажи на 157% (с 354 до 909 автомобилей). С другой стороны, компания ГАЗ, крупнейший игрок на рынке, показала отрицательную динамику 18% (с 2568 до 2102 единиц). УАЗ также оказался в минусе на 33% (1942 и 1305 автомобилей соответственно).

При этом в феврале, по данным агентства «Автостат», восемь из десяти ведущих производителей вышли на положительную динамику продаж. И по итогам двух месяцев 2021 года в целом по сегменту отмечается рост на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем рынка новых LCV с начала года составил 15,6 тыс. единиц.

Стагнация или стабилизация? 

Пресс-служба ГАЗа, комментируя ситуацию на рынке LCV, характеризует ее как стагнационную. И прогнозирует улучшение только к апрелю—маю текущего года. Также в компании отмечают, что на положение ГАЗа влияют не только рыночные факторы, но и санкции США, под которыми компания находится с 2018 года. Несмотря на действующие лицензии, санкции делают невозможной реализацию многих перспективных разработок. Без санкций, полагают в группе, экспортные продажи у ГАЗа были бы как минимум вдвое больше.

Оценивая перспективы российского авторынка в целом, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель надеется на его рост в текущем году на 2,1%, но только при отсутствии новых форс-мажоров. «Мы ожидаем стабилизацию ситуации со спросом и предложением в первом квартале 2021 года, но продолжаем привыкать к новой реальности и понимаем, что нам еще предстоит сделать определенные выводы», — заявил Томас Штерцель.

Надежда на старость 

Министерство экономического развития России в своем прогнозе социально-экономического развития страны предсказывает достаточно скромный рост показателей транспортного комплекса. Так, к 2023 году объем перевозки грузов вырастет по сравнению с 2019-м на 2,8%, грузооборот — на 1,9%, а объем коммерческих перевозок грузов — на 1,5%. Постепенное восстановление деловой активности и объемов автоперевозок должно, вероятно, подтянуть и рынок коммерческих автомобилей.

С этим согласен, в частности, Денис Широков, начальник отдела продукт-менеджмента малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz: «В первые два месяца 2021 года мы наблюдаем рост рынка легких коммерческих автомобилей в целом по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Особенно значителен рост в феврале — 17,9%. Растут и продажи легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz. В первую очередь мы связываем это с реализацией отложенного спроса прошедшего периода и восстановлением отраслей экономики, которые вынуждены были приостановить свою деятельность в период пандемии».

Михаил Гурьянов, генеральный директор компании «Соллерс Инжиниринг», также указывает на взаимосвязь спроса на коммерческий транспорт с развитием промышленности и макроэкономическими процессами.

Выступая на специальной пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?», которая состоялась 17 марта, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков оценил парк легких коммерческих автомобилей на 1 января 2021 года в 4,19 млн единиц, из которых 62% составляют модели отечественных брендов. Таким образом, фактором роста рынка может стать и необходимость обновления парка коммерческих автомобилей, особенно у корпоративных клиентов, в меньшей степени чувствительных к колебаниям стоимости транспортного средства и широко использующих такие инструменты, как лизинг или трейд-ин.

По мнению Михаила Гурьянова, изменение рынка коммерческих автомобилей будет связано в большей степени с перераспределением долей производителей внутри различных сегментов. При этом растет спрос на подержанный транспорт, одновременно с чем, как фиксируют аналитики сервиса «Авито Авто», падает соответствующее предложение. «Для продавцов коммерческого транспорта это сигнал о том, что сейчас есть возможность продать технику оперативно и по лучшей цене», — говорит руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» «Авито Авто» Сергей Никольский.

Новые модели 

УАЗ и ГАЗ стремятся перехватить инициативу, выводя на рынок новые модели. Так, УАЗ на днях представил новую версию легкого коммерческого грузовика грузоподъемностью 1,5 т «Профи Полуторка». Новинка со стандартной базой представлена во всех известных прежде вариантах исполнения, включая промтоварный и изотермический фургоны, а также рефрижератор. Директор по маркетингу и продукту ООО «УАЗ» Максим Куприн уверяет, что в этой модели компания аккумулировала «весь клиентский опыт, связанный с грузоперевозками». «Автомобили коммерческой линейки Ульяновского автозавода исторически ассоциировались у клиентов с полным приводом, — комментирует Максим Куприн. — С такими моделями УАЗ занимает обширную нишу рынка. Против основного конкурента доля СГР составляет 70%; полноприводного «Профи» как в исполнении Single Cab, так и Double Cab — свыше 80%. В ближайшие три года в планах компании достичь аналогичных показателей и в сегменте моноприводных LCV».

Стратегия ГАЗа во многом схожа. Она, по заявлению пресс-службы компании, строится на выходе в новые ниши и актуализации спроса за счет запуска новых моделей. В качестве ответа на пандемию в прошлом году ГАЗ представил модульный автомобиль скорой помощи, мобильный кабинет для вакцинации и скорую с мультимедийными коммуникационными системами. Для сегмента городских перевозок и коммунального хозяйства в феврале этого года в серийное производство был запущен среднетоннажник «Валдай Next». Его главная особенность — бескапотная кабина, благодаря которой удалось увеличить полезный объем грузового отсека почти на метр. Для города грузовик получился максимально маневренным и функциональным. В этом году компания также планирует запустить новое поколение LCV «Газель NN», разработанное на универсальной платформе. Именно на этой платформе будут создаваться и другие новые модели ГАЗ.