Практика ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Большой малый бизнес

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Низкие по сравнению со столицей арендные ставки, а также возможность получить субсидии и другие виды поддержки делают Подмосковье привлекательным для малого и среднего бизнеса.

Подмосковные власти уделяют много внимания развитию малого и среднего предпринимательства. По данным Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области, малый бизнес составляет до 30% экономики Подмосковья — это на 10% больше, чем в среднем по России. В ведомстве отмечают, что по состоянию на третий квартал 2021 года в регионе зарегистрировано более 380 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, число предпринимателей в регионе выросло с начала года на 10%. Растет и численность самозанятых — за год их число увеличилось более чем на 60% и сегодня превышает 290 тыс. человек, уточняют в Мининвесте Подмосковья.

По мнению научного руководителя департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александра Чепуренко, высокие показатели роста МСП в регионе неудивительны: непосредственная близость главного российского мегаполиса влияет на развитие соседнего субъекта, при этом бизнес в Подмосковье можно начать с гораздо меньшим стартовым капиталом, чем в Москве. «Условия для ведения хозяйственной деятельности не хуже, чем в столице, а ставки арендной платы ниже. Поэтому даже в 2020 году, когда ощущался спад деловой активности и наблюдалось снижение численности МСП в стране, в Московской области в большинстве муниципальных образований наблюдался, напротив, их рост», — отмечает эксперт.

Московскую область уже сложно рассматривать отдельно от Москвы — настолько тесно переплетены сферы жизнедеятельности этих субъектов, напоминает генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич: «Тот же самый малый и средний бизнес может быть зарегистрирован в одном регионе, а по факту работать в соседнем».

Онлайн в авангарде

С начала пандемии вырос интерес предпринимателей к онлайн-проектам и возможности сотрудничать с маркетплейсами. В связи с этой тенденцией власти Подмосковья усилили меры поддержки именно в этой области.

«Недавно мы начали предоставлять бизнесу субсидии, чтобы они могли компенсировать затраты на продвижение на торговых онлайн-площадках. Около 80 компаний в ближайшее время получат субсидии в размере 23 млн руб.», — говорит министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева. По ее словам, мера поддержки оказалась настолько востребованной, что по просьбам предпринимателей сроки подачи заявок были продлены до конца ноября текущего года и расширен круг потенциальных заявителей. Теперь субсидии могут получить в том числе подмосковные кафе и рестораны, реализующие на маркетплейсах собственную продукцию, добавляет министр.

Основатель бренда детской одежды Fedul Юлия Федотова считает, что маркетплейсы — отличная площадка для запуска и раскрутки бренда: «До недавнего времени мы продавали только с помощью Instagram. А с этого лета вышли на площадку Wildberries, зашли туда с пледами для малышей — они имели большой успех. Теперь готовим партию утепленных пледов и платья».

Знаковым шагом в поддержке развития предпринимательства в интернет-пространстве министр Екатерина Зиновьева называет подписание в октябре этого года соглашения между Агентством инвестиционного развития Московской области и компанией «Яндекс». Такое сотрудничество позволяет бизнесу из Подмосковья пользоваться маркетинговыми инструментами «Яндекса» на выгодных условиях: предпринимателю необходимо оплатить 10 тыс. руб., а еще 50 тыс. руб. субсидирует региональное правительство. В итоге он получит доступ к маркетинговому инструментарию «Яндекса» (например, участники программы могут рассчитывать на приоритетное размещение на «Яндекс.Картах») для продвижения продукции, товаров и услуг на 60 тыс. руб.

Помощь рублем

Подмосковным предпринимателям в настоящий момент доступны и другие льготные опции. Как сообщает региональный Мининвест, среди субъектов малого и среднего бизнеса востребована субсидия на приобретение оборудования. Малые и средние предприниматели, не имеющие налоговых задолженностей, могут вернуть за счет регионального бюджета до 50% стоимости такого оборудования. Около 100 субъектов малого и среднего бизнеса получат данную субсидию до конца этого года на общую сумму 550 млн руб. При покупке оборудования в лизинг возвращается до 70% первого лизингового платежа. В 2021 году подобную помощь получат порядка 40 компаний, уточняют в министерстве. Также в области работают гарантийный фонд, предоставляющий гарантии для субъектов МСП по льготной стоимости поручительства, а также фонд микрофинансирования, выдающий микрозаймы под сниженные льготные ставки.

Кроме того, с сентября этого года предпринимателям, берущим кредит на развитие бизнеса, мининвест субсидирует процентную ставку — она снижается на размер ключевой ставки Банка России, установленной на день заключения кредитного соглашения. Среди банков-партнеров — «Сбер», ВТБ, Промсвязьбанк и др. Период действия льготной ставки — один год (для проектов на удаленных территориях Московской области — два года).

Самозанятые в Подмосковье также не лишены поддержки властей. Как и остальные субъекты МСП, эта категория предпринимателей имеет право на получение микрозаймов, а также субсидий на компенсацию затрат на маркетплейсах. Кроме того, они могут арендовать место в коворкингах региона на льготных условиях: 90% от стоимости аренды компенсируется из подмосковного бюджета.

Оперативное сопровождение

В Подмосковье проще всего получить поддержку в тех видах деятельности, которые вошли в официальный список поддерживаемых в период коронакризиса, говорит Александр Чепуренко. К примеру, речь идет о мелком гостиничном бизнесе, общепите, бытовых услугах, детских кружках и секциях, спортивных клубах. «Развиваться проще, конечно, в мелкой рознице, а также оказывая услуги населению, поскольку эти сферы не требуют значительных вложений в оборудование и имеют довольно быстрый цикл оборота средств», — добавляет эксперт.

При этом малым и средним предпринимателям иногда необходима не столько финансовая поддержка, сколько консультационная. Для этих целей в регионе работают 55 центров «Мой бизнес», которые оказывают оперативную поддержку, в том числе дистанционную, представителям малого и среднего бизнеса и тем, кто только собирается открыть свое дело в Подмосковье. За 2021 год специалисты центров оказали уже почти 80 тыс. бесплатных консультаций, уточняют в министерстве инвестиций, промышленности и науки Московской области.

В офисах «Мой бизнес» предприниматели могут зарегистрировать ИП или ООО, открыть расчетный счет, а также получить юридическое и бухгалтерское сопровождение, услуги проверки контрагентов, анализа локации, скоринговую оценку бизнеса, бесплатный доступ к правовой системе «Гарант». «Сегодня в Подмосковье есть место компаниям любого масштаба — от крупных инвесторов до начинающих предпринимателей. Мы плотно и плодотворно сотрудничаем с бизнесом и заинтересованы в создании всех необходимых условий для комфортной работы предпринимателей, ведь они способствуют росту инвестиционной привлекательности региона», — резюмирует Екатерина Зиновьева.

Инструменты Платформа помощи: зачем нужен инвестиционный портал Подмосковья
Скачать Содержание
Закрыть