#7 Рынок труда, 15 декабря 2021
От первого лица , Весь мир ,  
0 

«Мы экономим бюджет компаний на персонал»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Об актуальных трендах на рынке труда столицы РБК+ рассказала первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова.

— Что сегодня наиболее характерно для рынка труда столицы и какие вакансии стали востребованы после острой фазы пандемии?

— Рынок труда Москвы восстановился после пандемии, даже при условии продолжающихся вызовов COVID-19. Он действительно возвращается к показателям 2019 года: регистрируемая безработица снизилась в шесть раз — с пиковых значений 3% до 0,5%.

По сути, сегодня мы видим ситуацию, когда рынок труда Москвы — это рынок дефицита кадров. На каждого соискателя приходится десять вакансий. Работодатели испытывают большую потребность в найме людей. Мы вернулись к нашему традиционному рынку, который специалисты называют «рынок кандидатов» — когда соискатели диктуют свои условия, а работодатель с трудом находит нужные ему кадры. Такая ситуация сегодня практически в любой сфере экономики города.

Сейчас уже очевидно, что в Москве будут востребованы в ближайшие пять и более лет все профессии, связанные с инфраструктурой города: строители, сотрудники транспортной отрасли, торговли, сервиса, информационных технологий, здравоохранения, социальной сферы. Например, сегодня открывают новые станции метро, запускают современные поезда, поэтому много вакансий предлагает московский метрополитен. И это хорошие предложения с хорошими зарплатами и стабильным, надежным доходом. Также отмечу, что будет значительная доля вакансий в индустрии продаж. Возможно, несколько будет меняться их форма. Если раньше основной массив покупок мы совершали офлайн, то коронавирус заставил изменить форму потребления. Сегодня доля онлайн-заказов товаров очень выросла. Даже старшее поколение переходит к онлайн-заказам. Это значит, что количество людей, работающих в данном сегменте, будет расти.

— Как служба занятости реагирует на новые вызовы?

— Специалисты модернизированной службы занятости Москвы используют человекоцентричный подход: подбор нужных сервисов в зависимости от запроса, мотивации и жизненной ситуации клиента.

Мы внедрили новые алгоритмы работы и инструменты рекрутмента. Сначала выявляем уровень мотивации кандидата на трудоустройство, проводим интервью-гайд, а дальше на основании сегментации и мотивации целевой аудитории предлагаем план мероприятий. На основе этой технологии разработана матрица продуктов и сервисов под каждую категорию клиентов. Для мотивированных на трудоустройство кандидатов мы предлагаем широкий инструментарий в рамках построения карьерного трека, который включает в себя оценку компетенций кандидата и определение зон роста, составление резюме и сценария трудоустройства, при необходимости — подбор программы обучения и тренингов на развитие личностных компетенций. Отдельные программы мы разрабатываем для трудоустройства сложных категорий соискателей: молодежи без опыта работы и кандидатов с инвалидностью.

Мы комплексно подходим к трудоустройству москвичей. Для каждого соискателя реализуется активная стратегия — поиск работы, повышение квалификации, помощь в открытии собственного дела и регистрации самозанятости, обучение и «апгрейд» необходимых навыков. Карьерные эксперты максимально подготавливают кандидата под требования рынка труда. Помогают составить конкурентоспособное резюме или адаптировать его под вакансию, учат пользоваться популярными интернет-порталами по поиску работы, грамотно задавать параметры поиска вакансий и откликаться на предложения работодателей.

— Чего удалось достичь благодаря новым подходам к решению проблем безработицы?

— С начала 2020 года служба занятости трудоустроила более четверти миллиона человек. Мы смогли это сделать благодаря синергии с крупнейшими агрегаторами вакансий и привлечению большого количества работодателей с актуальными предложениями. Сейчас число вакансий превышает количество соискателей более чем в десять раз. В базе службы занятости населения можно найти более 400 тыс. предложений для людей с различным уровнем образования, квалификации и опытом работы.

На сегодняшний день мы понимаем, что расширение партнерских связей с работодателями и увеличение таким образом базы вакансий — ключевая часть работы службы занятости. Это позволяет предлагать нашим соискателям базу вакансией для людей разных профессий и с разной квалификацией. На данный момент у нас 3 тыс. активных работодателей. Мы используем модель взаимодействия с бизнес-партнерами, построенную по отраслевому принципу. Такой подход должен позволить нам обеспечить соответствующую экспертизу тенденций на рынке труда как со стороны работодателя, так и со стороны соискателя.

— Можете привести примеры взаимодействия с предпринимательским сообществом?

— В финансовом секторе успешным примером для нас является стратегическое партнерство с Россельхозбанком — на постоянной основе проводятся переговоры о новых вакансиях, закрытии массовых позиций в формате открытых отборов, точечном рекрутинге, разработке обучающих программ на базе учебного центра «Профессионал» и кастомизированном обучении с дальнейшим трудоустройством. Кроме того, в этом секторе нашими ключевыми партнерами являются «Сбер» и Тинькофф-банк. В сфере ритейла ключевые партнеры — известные работодатели, такие как «Лента», «Ашан», «ИКЕА Дом», «Детский мир», «Рандеву» и Торговый дом «Перекресток», которые активно используют сервисы массовых открытых отборов, где представители компаний на наших площадках получают возможность в режиме нескольких часов подобрать верифицированных и мотивированных кандидатов. В сфере телекоммуникаций активно сотрудничаем с такими ключевыми бизнес-партнерами, как МТС, «МегаФон», «Яндекс» и «Почта России», которые также активно пользуются нашими сервисам и целевого и массового подбора.

Мы адресно привлекаем работодателей с массовыми вакансиями. Им очень удобно работать со службой занятости, у нас большая база кандидатов. Представители работодателей прямо на наших площадках получают возможность подобрать из мотивированных на трудоустройство людей подходящих себе кандидатов, проверенных по межведомственным базам данных. И главное, мы экономим их бюджет на персонал. Ведь услуги центров занятости бесплатны, а услуги частных рекрутерских компаний стоят дорого.

— Какие новые форматы работы службы занятости появились в 2021 году?

— Мы запустили новую технологию массового подбора сотрудников — ассессмент-центр. Открыли рекрутинговые центры работодателей прямо у нас на площадке Центра занятости населения на улице Щепкина. Это первая практика запуска такого формата трудоустройства, в котором примут участие представители крупного бизнеса, в том числе с федеральными сетями.

Рекрутер работодателя присутствует на нашей площадке. Мы его обеспечиваем всей инфраструктурой и, что самое главное, качественным потоком соискателей, из которых он выбирает наиболее соответствующих своим требованиям. Работодатель нам дает обратную связь для дальнейшего поиска и подбора кандидатов. Далее мы формируем более качественный поток соискателей.

С одной стороны, технология ассессмент-центра поможет бизнесу оптимизировать временные и стоимостные издержки на поиск мотивированных кандидатов с верифицированными данными и составленными резюме. С другой, это очень удобно для соискателей. Они смогут сразу на площадке Центра занятости познакомиться с работодателем, узнать всю подробную информацию о компании и вакансии, пройти собеседование и получить предложение о работе.

В пилотном режиме эту технологию мы запустили совместно с крупнейшей транспортной компанией столицы — ГУП «Московский метрополитен», на площадке центра «Моя работа». Из 944 соискателей, которые за три месяца прошли первичное собеседование непосредственно у представителя ГК «Московский транспорт», 184 кандидата трудоустроились, еще 99 соискателей направлены на дополнительное интервьюирование, свидетельствуют данные «Московского транспорта». Ежедневно к работодателю направляется более чем 15 соискателей.

Второй инструмент взаимодействия между службой занятости и бизнесом подразумевает, что центр выделяет своего рекрутера, который будет заниматься подбором персонала под конкретного работодателя. Мы уже договорились с «Московским транспортом» и «Почтой России» о запуске в первой декаде декабря пилотного проекта по этой модели сотрудничества.

Здесь сотруднику Центра занятости нужно будет погрузиться в специфику работы и требования работодателя — его корпоративную культуру, технологии работы, системы мотивации и т.д. И в скором времени наш рекрутер может спокойно отрабатывать соискателей как штатный рекрутер работодателя на площадке Центра занятости.

Ежедневно на пяти площадках центра «Моя работа» проводятся массовые открытые отборы с участием госучреждений и коммерческих компаний различной отраслевой направленности. Мы упростили логистику представления кандидата работодателю через технологию открытых массовых отборов на площадках службы занятости. Для повышения эффективности прохождения первого собеседования компаний с кандидатами служба занятости приглашает работодателей непосредственно на свои площадки и сопровождает процесс представления компании, вакансии и само собеседование. Эта технология позволяет кандидатам пройти интервью сразу у нескольких работодателей и фактически одномоментно получить приглашение на работу. На мероприятии присутствует карьерный эксперт, который помогает разобраться в причинах отказа, либо подбирает наиболее подходящие по опыту и квалификации вакансии. В этом году около 40 тыс. человек посетили открытые отборы в нашем центре.

— Как вы планируете развивать взаимодействие с московским бизнесом?

— Наше общее с бизнесом достижение — это кастомизированные программы под запрос работодателя. Компаниям это дает возможность оперативно закрывать вакансии и принимать на работу сотрудников, подготовленных конкретно под их требования. Для москвичей — гарантированное трудоустройство после обучения.

На базе учебного центра «Профессионал» мы запустили 12 программ по подготовке «синих воротничков» в сферах строительства, ЖКХ, ретейла, транспорта и логистики. Партнерами стали 22 компании. Среди них «Мосэнерго», «Жилищник», «Московский метрополитен», ИКЕА, «Леруа Мерлен». Интересные программы были реализованы с Россельхозбанком и «Почтой России». Обучение по кастомизированным программам завершили почти 1,5 тыс. человек. Процент трудоустройства по ним составляет порядка 80%. Уверена, что наша практика обучения под запрос работодателей стала одной из лучших в стране.


СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Инструменты Кадровый резерв: столичные инструменты для преодоления безработицы
Содержание
Закрыть