— Какие предварительные итоги 2021 года вы можете подвести? Какие направления дали наибольший рост?
— В прошлом году мы стали лучшим региональным подразделением в сети Альфа-Банка по России и, как положено лучшим, поставили себе сверхамбициозные задачи на 2021 год. Вообще, у нас установка — работать на сверхамбициях. Выполнить план на 100% для Альфы в Краснодарском крае — это провал. И уже видно, что 2021 год не будет для нас исключением. По итогам девяти месяцев офис находился на втором месте в стране, всего на полпроцента отстаем от филиала в Казани.
Успех подтверждают наши цифры — смотрите, рынок ипотеки на Кубани за 2021 год вырос на 18%, а Альфа-Банк показал рост 48%. Средства физических лиц на счетах, по оценке Frank Research Group, выросли на 3,6%, а у нас на 14% — почти в 4 раза быстрее рынка.
То же можно сказать и про корпоративных клиентов. Средний бизнес Краснодара стал лучшим подразделением по итогам 2020 года в региональной сети банка. Мы ожидаем также сильных результатов и в этом году, Альфа-Банк стабильно занимает в крае третье место по объемам бизнеса, уступая только двум крупнейшим государственным банкам.
— Не боитесь ли вы эффекта высокой базы в 2022 году? По ряду показателей были побиты абсолютные рекорды по рынку в целом и у вас по региону в частности. Не будет ли отката?
— Не боюсь. В любой ситуации на любом рынке есть возможности для роста бизнеса. Крутой результат — это прежде всего слаженная, гибкая, системная работа неравнодушных людей. И я рад, что мы собрали в Альфе-Банке команду умных, увлеченных профессионалов, готовых гибко и быстро перестроиться под изменения конъюнктуры.
В Краснодарском крае высококонкурентный рынок. Здесь представлены отделения всех крупных финансовых организаций страны, Кубань лидирует по количеству банковских отделений на 100 тыс. жителей. Отсюда высокая финансовая грамотность и исключительная требовательность клиентов. В такой среде мы привыкли работать на высоких скоростях и растем не сколько органически, сколько за счет того, что забираем долю рынка других банков, которые работают чуть медленнее.
В таких условиях особенно важно обеспечить высокое качество обслуживания наряду с высокой скоростью. В моем понимании, отличный продукт — это тот, который клиент получает почти моментально и в нужный момент, в контексте.
Могу привести пару примеров — раз уж начали, продолжим про ипотечное кредитование. Госпрограмма спровоцировала повышение спроса на строящееся жилье, что, в свою очередь, по закону экономической теории привело к росту стоимости квадратного метра. Когда программа закончилась, цены практически не снизились, следовательно, сократился спрос на первичном рынке недвижимости. Чтобы не терять темп продаж, мы быстро перестроили и адаптировали наши продукты под требования рынка готового жилья. Как следствие, рост ипотечного портфеля значительно выше среднерыночного, о чем я сказал выше.
Еще один пример — депозиты. Рост ставки рефинансирования можно оценивать как тормоз экономики, а можно увидеть в этом возможности. Руководители корпоративного бизнеса быстро поменяли фокус приложения усилий своих сотрудников, сдвинув его в сторону привлечения средств в банк. Как итог, наш депозитный портфель среднего корпоративного бизнеса вырос на 7 млрд рублей. Это больше, чем весь депозитный портфель в некоторых банках.
— Связанный с кредитованием вопрос. В России поставили рекорды не только по займам, но и по росту просроченной задолженности. Какие прогнозы вы можете сделать?
— Закредитованность населения растет и уже приближается к пороговым значениям. Не критичным, если смотреть на западный опыт, но для России это некий максимум. У нас в банке налажен индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы осторожно оцениваем риски, и у нас нет практики навязывать ненужные кредиты клиентам ради выполнения KPI. Мы играем вдолгую, смотрим на показатели удовлетворенности клиентов, уровень качества услуг (VOC — voice of customer). В итоге в краткосрочной перспективе, возможно, мы продаем чуть меньше кредитов, но получаем более качественный кредитный портфель.
— Какие тренды вышли на первый план и чем 2021 год запомнился для финансовой сферы юга?
— Ожидаемо продолжают развиваться цифровые и дистанционные каналы обслуживания. Так, более половины кредитов наличными клиенты оформляют самостоятельно, без визита в банк, в мобильном приложении. 40% дебетовых карт и уже половина кредитных карт доставляется клиентам курьерами.
Еще одним трендом стало появление большого числа молодых состоятельных людей с высоким интересом к инвестиционным продуктам. Это не только фондовый рынок, но и широкий ассортимент других инструментов — в том числе и зарубежная недвижимость, ставшая особенно популярной во время пандемии.
Растет популярность венчурных инвестиций. На Западе такая форма инвестирования уже давно стала нормой, в России же только набирает обороты. Наряду с этим на фоне меняющейся рыночной парадигмы будет расти спрос на продукты сохранения капитала — выросшая ключевая ставка позволит получать хорошую доходность.
Мы рассчитываем и дальше активно финансировать многоэтажное жилое строительство в Краснодарском крае. Сегодня Альфа-Банк занимает третье место в крае по количеству разрешений на строительство, находящихся на обслуживании в банке. Опережают нас один госбанк и профильная финансовая организация — «Дом.РФ».
— Как обстоит дело в таком непростом сегменте, как МСП?
— В этом году мы удвоили кредитный портфель в сегменте Малых и микропредприятий. Изначально моделью для привлечения небольших компаний было расчетно-кассовое обслуживание. Банки конкурировали по скорости открытия счета и наполнению пакета услуг.
Текущая ситуация в стране и дешевые кредиты спровоцировали большой спрос на маленькие займы. Мы перестроили свои процессы и научились кредитовать малый бизнес. И важно, потому что мы предоставляем уникальные продукты, которые оформляем очень быстро для компаний малого бизнеса.
И как всегда, важную роль играет сервис. Уже мало просто предлагать лучший продукт, требуется сочетать индивидуальный подход и нетривиальные решения.
— Что было сделано региональным офисом Альфа-Банка в этом году? Вышел ли банк в новые города? Планируется ли дальнейшее расширение в ближайшем будущем?
— В 2021 году мы открыли офис нового формата — Phygital — в Сочи. У нас есть отдельный рейтинг эффективности работы каждого отделения сети по стране (более 480 офисов). Интересный факт, но сочинский Phygital-офис уже который месяц держит первое место по эффективности работы.
В декабре мы открыли офис в новом городе (Армавире) в формате Phygital и прогнозируем высокие результаты его работы в следующем году. В 2022 году будем выходить еще в несколько городов Краснодарского края и республики Адыгея, пока без открытия офисов Банка. Сотрудники будут работать в формате Home office, при этом рядом с клиентами, имея возможность быстро приехать и оказать необходимую банковскую услугу.
Phygital — это новая концепция Альфа-Банка, предполагающая совмещение цифрового (digital) и физического (physical) пространств. В таких офисах принципиально иной подход к организации пространства и работы с клиентами. Отделения представляют собой свободное светлое пространство с панорамными окнами, мягкими креслами и диванами, на которых можно будет сидеть и любоваться на город. Сотрудники работают на беспроводных ноутбуках и обслуживают клиентов в любом удобном месте. Нет принтеров и стоек специалистов. Клиентов на входе распознает биометрическая система, а искусственный интеллект поможет определить потребности.
— Как повлияла на вашу работу история с устойчивым развитием и ESG-стандартами? Насколько развито зеленое финансирование на Кубани? Как выглядят его перспективы?
— ESG-инвестиции продолжают расти в большинстве регионов мира, и Краснодарский край тут не исключение. Альфа-Банк одним из первых подписал соглашение о сотрудничестве с министерством экономики Краснодарского края о развитии стратегического партнерства с целью внедрения ESG-принципов. Согласно данному соглашению, Альфа-Банк предоставляет льготные условия для обслуживания и кредитования компаний, которые модернизируют свое производство на территории края, следуя ESG-принципам.
АО «Альфа-Банк».Генеральная лицензия Банка России № 1326 от 16 января 2015 года.
0+