По прогнозам Российского союза туриндустрии (РСТ), доля внутреннего туризма в общей структуре туристических поездок россиян по итогам 2022 года может превысить рекордные 90%. По данным вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, в 2020 году соотношение внутреннего к выездному туризму в России было 90 к 10%, в 2021 году — 80 к 20% соответственно. До пандемии доля выездного туризма, по данным РСТ, достигала почти 50%.
Скрытый потенциал
По оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), туристические поездки по России становятся все более востребованными уже несколько лет: почти каждый второй россиянин (48%) за последние пять лет хотя бы раз проводил отпуск в другом регионе страны, каждый третий (33%) совершал поездки по стране неоднократно, 15% — единожды. Больше всего внутренним туризмом интересуются молодые люди в возрасте 18–34 лет и жители Москвы и Санкт-Петербурга.
В связи с текущей ситуацией в этом году, по данным ВЦИОМа, более 50% россиян планируют отдых внутри страны: 39% — за городом, в том числе на даче, 14% — в другом городе России. Это максимальное значение с 2018 года, отмечают социологи. Таким образом, между территориями растет конкуренция за внутреннего туриста. Согласно результатам совместного исследования «Сбера», РБК и кредитного рейтингового агентства НКР, лидерами рейтинга регионов по уровню Индекса развития турпотенциала в период с июня 2020 года по июль 2021-го стали Краснодарский край (7 баллов), Крым (6,9), Татарстан (6,8), Ярославская область (6,2) и Московская область (5,8).
Индекс рассчитывался на основе доли чистой прибыли турбизнеса региона от чистой прибыли отрасли по стране в целом, занятости в туристическом секторе от общей занятости в регионе, а также уровня зарплаты в турсекторе относительно размера средней оплаты труда в регионе.
Региональные преимущества
Московская область традиционно входит в число лидеров по уровню туристического потока. В прошлом году, например, Подмосковье стало единственным регионом — обладателем премии «Сокровища России» National Geographic Traveler в номинации «Развитие туризма в новых реалиях».
Турпоток в регионе, по данным министерства культуры и туризма Московской области, постепенно возвращается к допандемийным показателям — в прошлом году он составил 15,3 млн человек, в этом, по словам губернатора области Андрея Воробьева, ожидается 16 млн. Для сравнения: в 2020-м этот показатель был на уровне 11,4 млн, в 2019-м — 22 млн человек.
Популярность региона у туристов объясняется наличием развитой инфраструктуры: по данным министерства, в Подмосковье представлено 100 туроператоров, работают более 900 отелей и пансионатов, свыше 800 из них имеют классификацию с 2016 года. Это позволяет региону участвовать в программах туристического кешбэка от Ростуризма. «С 1 октября этого года программа возобновляется. 20% возврата средств от стоимости размещения — это серьезный стимул», — отмечает Юрий Барзыкин. Регион в целом, по его словам, имеет серьезные перспективы для наращивания туристического потока. В частности, стационарные детские лагеря в этом году дополнены еще и палаточными, поэтому Подмосковье может стать местом притяжения для семейного отдыха, считает вице-президент РСТ. По программе туристического кешбэка может быть возмещено до 50% от стоимости бронирования места в детском лагере.
Кроме того, Московская область первой реализовала проект по организации путешествий для школьников 5–9-х классов через социальный сертификат. На эти цели в 2022 году региону было выделено федеральное финансирование в размере 101,6 млн руб. Согласно данным из министерства, по сертификату уже совершено 1106 турпоездок, а до конца года услугой воспользуются больше 20 тыс. учащихся подмосковных школ. Всего в пилоте принимают участие 18 регионов страны, поездки будут организованы для 100 тыс. российских школьников.
Санаторно-оздоровительный отдых в целом, по данным РСТ, становится более популярным. Впрочем, Подмосковье отвечает потребностям как поклонников культурно-познавательного, паломнического (в регионе более 1500 храмов), событийного и делового туризма, так и любителей активного отдыха, экологического, агро— и гастрономического туризма, говорят в РСТ. Цикл отдыха в регионе, по словам Юрия Барзыкина, длится от уик-энда до 24 дней полноценного санаторного отдыха.
Широкая сеть пляжей в Подмосковье — более 200 речных и озерных — позволяет региону не уступать традиционным речным и морским курортам, уверен Юрий Барзыкин.
Только из Москвы в Подмосковье приезжают до 1,5 млн «пляжных» туристов, говорит генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Число экскурсантов из столицы, которые приезжают одним днем посмотреть достопримечательности в Сергиевом Посаде или Коломне, по его данным, составляет от 500 тыс. до 1 млн человек ежегодно.
По словам Сергея Ромашкина, москвичи генерируют турпоток в регионе — это самая платежеспособная аудитория страны. Важный фактор — отдых в Подмосковье им обходится примерно в два раза дешевле, чем в Сочи: «При одинаковой стоимости отеля дорога почти ничего не стоит». Однако территориальная близость основной туристической аудитории имеет и свои издержки. «Продолжительность отдыха в Подмосковье минимальная среди всех направлений, которыми мы занимаемся. Отели и санатории загружены весь год, но в основном на выходные. В начале недели они могут быть пустыми или полупустыми, а начиная с пятницы — загруженными на 100%», — говорит Сергей Ромашкин. Такой ритм, по его словам, усложняет работу гостиницам.
Возможности для роста
Дальнейшее развитие туристического рынка в регионе эксперты связывают в том числе с расширением экскурсионных программ, например включением ряда новых городов в маршрут «Золотого кольца». Пока из городов области в него входит только Сергиев Посад. Как сообщают в пресс-службе подмосковного министерства культуры и туризма, правительство Московской области принимает активное участие в реализации проекта «Большое Золотое кольцо»: «Подобраны приоритетные территории, которые можно объединять в маршруты и развивать как кластеры». В частности, предполагается развитие кластера гастрономического и культурно-познавательного туризма «Коломна — Зарайск — Луховицы» на юго-востоке, а также кластер паломнического, культурно-познавательного и космического туризма «Сергиев Посад — Пушкино — Королев — Мытищи» на северо-востоке. Кластерный подход к развитию территории позволяет создать единое комфортное культурно-туристическое пространство и должен способствовать увеличению туристическо-экскурсионного потока.
Необходимо обновлять и сам экскурсионный туристический продукт, говорит Сергей Ромашкин: «Старшее поколение, проявляющее интерес к православной культуре, русскому зодчеству ранних веков, вытесняется более молодыми туристами. Нужны новые идеи для традиционных маршрутов».
Приоритетными для минкульттуризма региона в рамках реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» также являются развитие инфраструктуры, повышение доступности услуг и совершенствование управления в сфере туризма.
На данный момент благоустроены, например, культурный центр «Усадьба Кривякино» (Воскресенск), территория реки Истры от железнодорожной станции Истра до Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, ведутся работы по благоустройству зоны отдыха возле Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. «Это станет логичным продолжением и дополнением к туристическому маршруту «Москворецкая набережная». С этого места и до самого понтонного моста проложат пешеходную прогулочную дорожку с лавочками и освещением. В нынешнем году планируется завершить благоустройство этой зоны отдыха», — говорят в областном минкульттуризме.
Кроме того, четыре города региона — Дмитров, Егорьевск, Звенигород и Верея — прошли предварительный отбор Всероссийского конкурса лучших проектов туристского кода центра города, который проводит Ростуризм. Финалисты получат федеральное финансирование в размере от 150 млн до 200 млн руб. на благоустройство.
Привлекательными для молодежи должны стать веломаршруты. В прошлом году был открыт первый участок (20 км) велотрассы Москва — Санкт-Петербург. Общая протяженность ее составит 1200 км, трасса пройдет через 300 городов. «В 2022 году планируется разработка концепции первой очереди велосипедного маршрута западного сектора Московской области», — сообщают в минкульттуризме региона.
В области продолжают развивать культуру глэмпингов и кемпингов. На территории Подмосковья в наиболее живописных местах Дмитрова, Рузы, Коломны и других уже работает около 25 глэмпингов.
В целом в регионе планируется создание единой стратегии культурного и туристического развития, о чем заявил в начале июня новый руководитель министерства культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов: «Мы начали работу над стратегией, которая будет направлена на выстраивание вокруг существующих культурно-туристических центров Подмосковья инфраструктурной базы, вовлечение в зоны перспективного роста новых культурных объектов и увеличение их доступности, а также на усиление и перераспределение турпотоков с проработкой новых туристических маршрутов внутри региона».