Рыночный расклад ,  
0 

Доставка набирает обороты

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
В 2021 году оборот российского рынка доставки, выросшего в пандемию, превысил 700 млрд руб. В 2022-м на руку курьерским службам, многие из которых развиваются по франшизе, может сыграть уход западных сетей.

Доставка в России в 2021 году развивалась сразу в нескольких сегментах. Лидером по оборотам в индустрии выступала доставка из ресторанов, кафе и общепита в целом. По данным «РБК Исследования рынков», в 2021 году оборот российского рынка доставки готовой еды вырос на 25,7% и достиг 334 млрд руб. Следом за ним по оборотам идет онлайн-торговля продуктами питания (e-grocery). По данным AliExpress Россия и Центра экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ) , в 2021 году объем этого рынка составил 300 млрд руб.

Наконец, доставка развивалась и как самостоятельный бизнес. Так, по данным AnalyticResearchGroup, объем курьерских и почтовых услуг в России вырос в 2021 году на 19,6%, составив почти 72 млрд руб. Таким образом, общие обороты индустрии доставки только по этим трем сегментам составили в прошлом году 706 млрд руб.

В каждом сегменте есть свои франшизы. Руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская констатирует, что в 2022 году с доставкой ничего кардинально не поменялось.

Еда на удаленке

«Коронавирус ускорил развитие рынка доставки готовой еды. Если в 2019 году доставочный бизнес занимал 9,6% ресторанного рынка, то в 2020 году его доля выросла до 18,4%», — сообщают аналитики «РБК Исследования рынков», отмечая, что в 2021 году отрасль продолжила демонстрировать рекорды. В NPD Group констатировали, что в 2020 году уже 62% рынка фуд-сервиса (по количеству визитов) пришлось на доставку, еду на вынос и drive-thru (то есть «заезжаловки», по аналогии с «забегаловками»). И хотя по итогам 2021 года доля сократилась до 60%, люди по-прежнему часто едят ресторанную еду на своих кухнях, поясняла эксперт рынка фуд-сервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова.

Немалый вклад в развитие рынка внесли агрегаторы. К примеру, услуги Delivery Club и «Яндекс.Еды» в 2021 году были доступны соответственно в 323 и 310 населенных пунктах России соответственно. Доля рынка доставки готовой еды по итогам прошлого года почти подобралась к 20% оборота всего общепита в РФ (1,7 трлн руб.), констатировали в «РБК Исследования рынков». Впрочем, гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак говорит, что агрегаторы в 2022 году почувствовали обратную динамику. Эксперт связывает это с тенденцией к понижению уровня потребления. «Те, кто выбирал рестораны, идут в кафе. А те, кто обедал в общепите, остаются дома», — говорит Сойак.

Приостановка деятельности больших сетей фастфуда и кафе в 2022 году освободила серьезную потребительскую аудиторию, которую уже начал делить франчайзинговый рынок, констатирует Екатерина Сойак. Ранее она называла сферу общепита самым прогрессивным сектором из-за внедренных мобильных приложений и отлаженного взаимодействия с сервисами доставки. В пример Сойак приводила ресторанный холдинг «Тигрус» (развивается по франшизе), его гендиректор Хенрик Винтер отчитывался о восьмикратном росте выручки (с $53 млн в 2020 году до $400 млн в 2021 году).

Анна Рождественская говорит, что в общепите в 2021 году основной спрос пришелся на фастфуд с возможностью доставки. В Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) отмечали, что число точек быстрого питания по франшизе выросло за 2021 год на 25% (среди опрошенных ассоциацией членов сети), а весь сегмент общепита — на 4%. «На первый план вышли франшизы шаурмы, донеров и кофеен самообслуживания. Востребованным оказался и формат dark kitchen. Многие франчайзеры начали вводить его в дополнение к основным форматам физических заведений, и у некоторых именно он выстрелил в регионах», — констатирует Анна Рождественская. При этом в регионах эти тренды остались актуальными и в 2022 году, добавляет эксперт.

В аналитической компании NPD Group в 2021 году оценивали, что обороты канала фастфуда в структуре общепита выросли с 49 до 57%, тогда как доля традиционных ресторанов и кафе сократились с 22 до 17% соответственно. В исследовании «Чек Индекс» (анализирует агрегированные данные ОФД) отметили, что в июне 2022 года объем продаж фастфуда вернулся на уровень прошлого года, а в денежном выражении вырос на 20%.

Вместе с готовой едой граждане активно удаленно закупали и продукты. По данным Data Insight, рынок e-grocery в 2021 году вырос на 159% и достиг 329 млрд руб. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом квартале 2022 года сетевые продажи в категории «продукты питания» впервые обогнали «одежду и обувь». Замдиректора РАФ Сергей Рак говорит, что в 2021 году крупные продовольственные сети и магазины у дома активно развивались именно по франчайзинговой схеме (в том числе «Пятерочка», «Фасоль» и «Авокадо»). При этом та же «Пятерочка» активно развивает собственную доставку. По данным INFOline, в третьем квартале прошлого года совокупный оборот «Пятерочки.Доставки» и сервиса «Перекресток Быстро» вырос на 398% и достиг 6,7 млрд руб. «Крупные сети могут развиваться самостоятельно, у них хватает для этого ресурсов. Тем не менее они выбирают модель франчайзинга для увеличения проникновения, например, в небольшие районы и населенные пункты», — рассуждает Рак.

Доставят все

Анна Рождественская отмечает, что спрос на франшизы пунктов выдачи заказов по-прежнему огромный. «Теперь все топовые игроки интернет-торговли предлагают схему франчайзинга для партнеров. Если раньше, например, Wildberries предлагала в основном схему покупки действующих пунктов выдачи заказов, то теперь активно предлагает покупку франшизы с нуля», — рассказывает эксперт. Екатерина Сойак отмечает, что франчайзи Wildberries показали по итогам 2021 года рекордный оборот в 81,5 млрд руб.

Сергей Рак отмечает рост числа точек и оборотов курьерских служб. Руководитель отдела доставки СДЭК Александр Воронов говорит, что в 2021 году в его компании появилось 1005 новых франчайзи. Общий грузопоток компании вырос на 40% год к году — примерно на столько же (38–39%) увеличился оборот СДЭК, добавляет Воронов. «Если развиваться не по франчайзинговой модели, а с помощью директивно-административного управления, скорее всего, возникнут проблемы из-за непонимания специфики регионов. Франчайзи на местном уровне лучше знают актуальные размеры зарплаты, где лучше открыть помещение под офис или пункт выдачи заказов, как выстроить бизнес более оптимально и рентабельно», — добавляет Александр Воронов. Партнерство по франчайзинговой модели, по его словам, выгодно и для франчайзера, так как не предполагает прямых инвестиций, и для бизнесменов. Последним дается возможность не только получать прибыль, но и гарантируется «хороший имидж компании, прозрачный алгоритм работы и широкая сеть услуг», добавляют в СДЭК. Екатерина Сойак называет СДЭК лидером в сфере услуг, поясняя, что число ее франчайзинговых точек превысило 3,7 тыс.

«Франшиза пунктов выдачи заказов — это прежде всего очень легкий и недорогой способ попробовать себя в бизнесе, поэтому интерес к ним есть», — говорит Сойак, приводя в пример Wildberries, который с февраля по июнь 2022 года открыл около 3 тыс. пунктов. «Cейчас активно начинает занимать рынок «Почта России» со своими почтоматами», — добавляет эксперт. «Преимущество пути развития по франшизе подтверждает тот факт, что его выбирают другие логистические компании и многие торговые сети. Это относится как к франшизам по исполнению «последней мили», так и работе пунктов выдачи заказов. Маркетплейсы также открывают свои склады и передают их в управление франчайзи, это делают даже большие хабы», — рассказывает Александр Воронов.

«У сервисов доставки сейчас идет время борьбы за потребителя, многие привыкли к удобному формату и не поменяют привычки. Возможно, доставке может помочь уход западных одежных сетей, поскольку число представленных брендов в торговых центрах существенно сократилось. На фоне зияющих дыр в ТЦ интернет-шопинг становится привлекательней, выгодней и разнообразней», — говорит Екатерина Сойак. При этом эксперт затрудняется оценить, как на рынок франшиз повлияет разрешенный государством параллельный импорт. «Мы поймем это ближе к концу года — после того как будут решены бюрократические детали и реализация текущих запасов. Если, и скорее всего, основной площадкой параллельного импорта будут маркетплейсы, то у пунктов выдачи заказов будет не взрывной, но стабильный рост», — считает эксперт.

От первого лица «Принцип хаусшеринга: ни на одной локации не живет ни один сотрудник»
Содержание
Закрыть