Начиная со второго квартала 2022 года российские компании малого и среднего бизнеса (МСБ) демонстрируют положительные показатели деловой активности, говорит доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Управление бизнесом» Дмитрий Кнатько.
После весеннего падения индекс деловой активности малого и среднего бизнеса RSBI (ежемесячное исследование настроений МСБ, организованное «Опорой России», значение индекса выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже 50 — снижение) в июне вышел в положительную зону (50,5 пункта), в июле рост продолжился (51,1 пункта), а в августе индекс достиг 53 пунктов. В сентябре RSBI составил 50,9 пункта, деловая активность МСБ снизилась, но сохранила позиции в зоне роста. Правда, в октябре произошла «коррекция настроений»: индекс составил 48,5 пункта — деловая активность ушла в зону спада, сравнявшись с показателями весны этого года.
Вместе с тем положение предприятий МСБ очень сильно разнится в зависимости от их отраслевой принадлежности, географического положения, специфики клиентской базы и ряда других параметров, отмечают эксперты.
Способность к перестройке
Степень адаптации предприятий МСБ к внешнеэкономическим и геополитическим условиям зависит от сферы их деятельности и географии, а также от возможности интегрироваться в систему государственного заказа и мер господдержки, рассказывает координатор «Деловой России» в Северо-Западном федеральном округе Дмитрий Панов. По его словам, наиболее уверенно сегодня себя чувствуют три категории компаний МСБ. Первая — это те, кто переориентировал свою работу на госзакупки и работу с крупными корпорациями. Вторая — компании — участники внешнеэкономической деятельности, сумевшие оперативно перестроить свои поставки и спрос с западных рынков на внутренний, а также на рынки дружественных по отношению к РФ стран. Третья категория — ИТ-компании, для которых был утвержден максимальный объем мер господдержки.
Доля перечисленных категорий может составлять до 50% всех субъектов малого и среднего предпринимательства, говорит Дмитрий Панов, ссылаясь на экспертные оценки. Оставшаяся половина МСП — в частности, в сфере общепита, гостиничных услуг, мелкосерийного производства, по его словам, находится в стадии приспособления к санкционным ограничениям, падающему платежеспособному спросу населения, а также последствиям мобилизационных мероприятий.
Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин отмечает зависимость МСБ от отраслевой принадлежности. По его словам, сейчас ощущается снижение оборотов как в торговом сегменте, так и в сфере услуг; просели перевозки в сегменте, оказывающем ранее услуги по доставке грузов за рубеж. Компании, которые торговали импортными товарами, также столкнулись с серьезными проблемами, особенно из-за запрета поставок в Россию.
В отраслевом разрезе наиболее пострадавшими среди предприятий малого и среднего бизнеса оказались торговля транспортными средствами — ввиду ухода с рынка большой части иностранных автоконцернов и нарушения поставок комплектующих, а также розничная торговля — за счет серьезнейшего сокращения маржинальности бизнеса, отмечает вице-президент Банка «Санкт-Петербург» Александр Османов: «В то же время строительство и ИТ довольно стабильно сегодня себя ощущают, в том числе за счет мер господдержки».
Состояние субъектов МСП сейчас напрямую зависит от удельного веса контрактов с европейскими и американскими контрагентами, существовавшего на конец февраля 2022 года: чем меньше он был, тем проще было выжить, комментирует преподаватель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Татьяна Селютина: «Предприниматели же, ориентированные только на внутренний рынок или на восточные страны, независимо от отрасли, менее всего ощутили влияние геополитического фактора, кому-то удалось даже увеличить показатели по сравнению с прошлым, постковидным годом».
Наследственность и изменчивость
Вместе с тем, как отмечает Александр Османов, сложившуюся благодаря геополитике ситуацию следует воспринимать не только как череду препятствий, а скорее, как время возможностей. Российские предприниматели могут занять ниши, высвобождающиеся с уходом западных компаний с отечественного рынка. А также имеют шансы воспользоваться возможностью приобрести испытывающий проблемы бизнес с дисконтом для инвестора. Это было более характерно для крупного бизнеса, в 2022 году такой возможностью активно пользуется и средний бизнес, доля которого по сравнению с прошлым годом увеличилась более чем на 20%.
Сейчас российские компании предпринимают активные усилия по адаптации к новым экономическим условиям — например, по данным регулярного мониторинга РСПП «Состояние российской экономики и деятельность компаний», 77,8% респондентов отмечают, что адаптируются к новым условиям за счет сокращения расходов, говорит Дмитрий Кнатько. Также к важным адаптационным шагам российских компаний малого и среднего бизнеса можно отнести перевод сотрудников в режим онлайн, увеличение операций, осуществляемых через онлайн-маркетплейсы, и развитие онлайн-продвижения товаров и услуг.
В целом, несколько улучшилась ситуация для субъектов МСБ, ориентированных на международную торговлю. Российские малые и средние предприятия, по словам Александра Османова, не без помощи банковской системы нашли варианты трансформации своих расчетов, переориентируясь на иные, отличные от стран Запада, регионы, сместив фокус на альтернативные «дружественные» валюты и новых контрагентов. «Да, дискомфорт в расчетах с зарубежными партнерами есть до сих пор, но панические атаки марта-апреля, связанные с разрывами привычных логистических цепочек, уже прошли», — говорит Александр Османов.
При этом смена контрагентов, особенно на старте нового партнерства, пока еще нет установившихся доверительных отношений, часто ведет к изменению привычных условий расчетов и переход на авансы и предоплату. Но предприниматели учатся преодолевать эту трудность. В целом, как отмечает Александр Османов, предприятия малого и среднего бизнеса наиболее гибки и способны к изменениям в турбулентной ситуации.
Благоприятная среда
Российский малый бизнес невероятно адаптивен к экономическим кризисам и потрясениям, отмечает Татьяна Селютина. По ее мнению, предпринимателям сейчас очень помогла бы господдержка, подобная «ковидным программам», когда пострадавшему бизнесу выдали субсидии, а затем и беспроцентные кредиты. Самой же эффективной существующей на данный момент мерой господдержки представляется возможность использования параллельного импорта и смягчение валютного законодательства, считает эксперт.
Поддержка всегда необходима и полезна, особенно в сложные времена, соглашается Андрей Шубин. По его мнению, сейчас особо актуальны такие меры, как кредитные каникулы, отсрочки по уплате страховых взносов, льготное кредитование, льготные кредиты на закупку приоритетной импортной продукции, — все те меры, которые прямым образом помогают снижению издержек предпринимателей. «В кризисные времена особую роль для бизнеса начинают играть вопросы финансирования. Нужны оборотные средства, по возможности — длинные дешевые деньги, проектное финансирование», — говорит Андрей Шубин.
«Потребность в финансировании довольно серьезная, вопрос только в честности осознания ситуации и способности платить по будущим долгам», — отмечает Александр Османов. Учитывая неопределенность следующих года-двух, этот фактор является довольно серьезным риском как для самого бизнеса, так и для банков, финансирующих его, поясняет он, что заставляет банковское сообщество менять подходы к оценке потенциального риска дефолтов. В таких условиях важным стимулирующим фактором, который активно используют банки, являются меры господдержки, поскольку они позволяют минимизировать риски: банковского сектора — за счет получения госгарантий, самого бизнеса — за счет получения кредитов с пониженными ставками.
Текущие положительные показатели деловой активности российских компаний малого и среднего бизнеса отчасти могут быть объяснены наличием доступа к работающим инструментам финансирования, считает Дмитрий Кнатько. Согласно данным индекса RSBI, сохраняется рост удовлетворенного спроса малого и среднего бизнеса на кредитные продукты, при этом доля отказов по кредитам находится на сравнительно невысоком уровне. По словам Дмитрия Кнатько, крайне важно поддерживать подобную доступность инструментов общего финансирования операций во все периоды новых экономических условий.