— Как вы оцениваете текущее состояние малого и среднего бизнеса (МСБ)?
— В целом, весной мы ожидали увидеть более жесткую просадку в данном сегменте. Но результаты, которые мы имеем по итогам третьего квартала, показывают, что МСБ достаточно быстро адаптировался к изменениям в экономике и геополитической ситуации, скорректировал модель своей хозяйственной деятельности.
— Почему это удалось сделать столь быстро?
— С нашей точки зрения, главную роль сыграли три фактора. Во-первых, это гибкость, связанная с размером бизнеса. Если у вас не крупное предприятие или холдинг, а группа из двух-трех небольших компаний, которые фактически управляются одним человеком, имеют небольшое количество контрагентов и простые цепочки поставок и сбыта, достаточно легко можно перестроить формат ведения бизнеса. Во-вторых, мотивация. Предприниматель сегмента МСБ — не наемный менеджер, бизнес для него — единственный источник дохода, выживания. Либо ты перестраиваешься оперативно, либо покидаешь рынок. И, наконец, третье — малый бизнес в меньшей степени затронули санкции ЕС и США.
— Как при этом изменились потребности малого и среднего бизнеса в части финансовых услуг, сервисов?
— В базовых вещах, связанных с расчетным обслуживанием, использованием бизнес-карт, организацией оборота наличных средств, эквайрингом, — словом, всех тех сервисов, которые мы объединяем в удобные пакеты расчетно-кассового обслуживания (РКО), никаких существенных изменений не произошло.
Из новых потребностей стоит отметить, прежде всего, необходимость проведения международных расчетов в валютах дружественных стран — юанях, дирхамах, лирах, тенге и других. Если в начале года более 90% объемов расчетов по таким контрактам приходилось на евро и доллары, то сейчас паритет перешел к юаням, с существенным сокращением оборотов по валютам недружественных стран. Стоит отметить, что банки быстро отреагировали на эти запросы: РКО в мягких валютах теперь является нормой для всех банков с универсальной лицензией.
Второе важное изменение связано с уходом европейских и американских платежных систем из России, который усложнил использование такого удобного инструмента, как бизнес-карта в расчетах за пределами России. В течение 2–3 кварталов произошел массовый переход эмиссии корпоративных карт на платежную систему «Мир» и платежные системы дружественных стран. Банк «Санкт-Петербург» оперативно среагировал на изменение конъюнктуры рынка, предоставив малому бизнесу возможность выпуска и использования бизнес-карт этих платежных систем для быстрого доступа к средствам осуществления расчетов как на территории России, так и за ее пределами. Кроме того, уход Visa и Mastercard позволил нам значительно уменьшить стоимость эквайринга для наших клиентов. В среднем с начала года мы снизили ставки по продукту на 0,2 процентных пункта.
— Как изменились подходы банков и их клиентов при кредитовании?
— Кредитование сильно сжалось во втором и третьем квартале. Прежде всего из-за неопределенности. Для клиентов — это неопределенность в макроэкономике и возможностях сохранения и дальнейшего развития бизнеса. Для банков — неопределенность в части влияния внешних факторов на платежеспособность клиентов. Тем не менее в октябре–ноябре мы уже наблюдаем некоторое оживление — бизнес частично адаптировался к новым реалиям, ставки стабилизировались. При этом в структуре потребностей в кредитовании существенно снизилась доля долгосрочных кредитов, связанных с расширением основных средств.
— Произошло ли ужесточение условий кредитования МСБ?
— Если говорить про процентные ставки, сроки или требования к обеспечению, то на текущий момент рынок вернулся к параметрам января 2022 года. Вместе с тем банки стали внимательнее смотреть на клиентов из отраслей, существенно завязанных на импорт или экспорт.
Не всем компаниям из чувствительных к импорту отраслей удалось перестроить бизнес-модель, цепочки поставок и расчетов. Не понятно также, насколько перестроенная модель будет устойчива в долгосрочной перспективе. Поэтому банки анализируют структуру хозяйственной деятельности таких компаний более внимательно, обращая внимание на количество и состав контрагентов, страны их нахождения, формы организации поставок и расчетов.
— Пришлось ли банкам перенастраивать продуктовую линейку? В частности, нефинансовые сервисы.
— Про расчеты в китайских юанях, турецких лирах, дирхамах или сумах я уже говорил, как и говорил о бизнес-картах на новых платежных системах, позволяющих осуществлять расчеты как внутри страны, так и за ее пределами.
Дополнительно к этому стоило бы отметить рост спроса на консалтинг по выходу на рынки и поиску контрагентов в странах Азии, Ближнего Востока и Средней Азии. Фактически весь тот опыт, экспертиза и клиентские связи, которые есть у банка, помогают нашим клиентам перестраивать свой бизнес. Отмечу, для клиентов, которые обслуживаются в нашем банке, мы осуществляем такой консалтинг бесплатно.
— Каким вы видите вектор развития? Какие услуги в среднесрочной перспективе будут иметь наибольший спрос со стороны МСБ?
— На мой взгляд, глобальных изменений в части базовых потребностей МСБ не произойдет за исключением роста запросов к скорости и качеству предоставления банковских продуктов и сервисов.
Одним из факторов, который будет формировать дополнительное конкурентное преимущество для банков, может стать возможность интегрирования своих платежных сервисов в маркетплейсы, где работают их клиенты. Но это вопрос лежит, скорее, в технологической плоскости.
То же самое касается и изменения подходов банков к обслуживанию МСБ — мы будем наблюдать появление новых форматов развития каналов дистанционного банковского обслуживания. Последние три–пять лет практически весь банковский сектор исходил из принципа mobile only, то есть делал ставку на активное развитие мобильных приложений для обслуживания сегмента МСБ, поскольку эти клиенты привыкли пользоваться телефоном, а управление бизнесом «в кармане» — это очень удобно. Но после того, как в начале года AppStore и PlayMarket ограничили возможность скачивания приложений ряда российских банков, концепция потребовала существенных корректировок. Ключевым вопросом на ближайшую и среднесрочную перспективу станет развитие web-сервисов мобильного банкинга вместо мобильных приложений.
— Как ваш банк подошел к этой проблеме?
— Мы не придерживались стратегии mobile only и гармонично развивали функционал интернет-банка параллельно с мобильным приложением. Данная стратегия в итоге оказалась верной.