Инициативы о снятии запрета на онлайн-продажу и доставку алкоголя в России обсуждаются не первый год. Легализацию дистанционной торговли спиртосодержащими напитками поддерживают участники рынка, а также ряд регуляторов. Однако последние продолжают дискуссии между собой о механизмах безопасной доставки этой продукции. Напомним, что весной нынешнего года МВД РФ, в частности, раскритиковало законопроект о проведении эксперимента по розничной продаже вин российского производства через интернет-сервис «Почты России». Ведомство отметило, что алкоголь может попасть к подросткам, а доставку можно оформить даже в школы. Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, обратила внимание на возможные негативные последствия этого законопроекта из-за выбора единственного оператора доставки и дистанционных продаж, а также критиковала невозможность торговли на собственных онлайн-площадках виноделов.
Регулируемый рынок
В целом отрасль торговли спиртными напитками является одной из самых зарегулированных в национальной экономике. Так, помимо запрета на онлайн-продажи в отношении алкоголя действует запрет на реализацию в ночное время, с 23:00 до 8:00, и оно может быть дополнительно ограничено на уровне регионов. Кроме этого, региональные власти могут установить запрет на реализацию алкогольных напитков во время проведения праздников. Также, согласно законодательству, нельзя рекламировать алкогольную продукцию в телепрограммах и радиопрограммах, на транспорте, на рекламных конструкциях и в сети Интернет.
Более того, антиалкогольные меры могут быть ужесточены. Как следует из отчета «Об итогах работы Минздрава РФ за 2022 год и задачах на 2023 год», ведомством разработан проект Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 года. Документ предусматривает в том числе увеличение минимального возраста продажи спиртного до 21 года и запрет продажи крепких напитков с 20:00 до 11:00. При этом в целом потребление спиртного, по данным Минздрава РФ, последние 13 лет снижалось: с 2008 по 2021 год оно сократилось на 43% — с 15,7 до 9 литров на душу населения в год. И, судя по статистике, продолжает снижаться: в 2022 году потребление спиртного на человека составило 6,4 литра в год. Кроме того, как следует из отчета Минздрава, в целом все больше граждан страны стремятся к здоровому образу жизни.
Действующие ограничения продажи алкогольных напитков во многом базируются на исторически сформировавшемся мнении о высоком уровне безответственности в потреблении алкоголя в России, считает глава INFOLine Михаил Бурмистров: «Страна по объемам потребления далеко не на первом месте». Кроме того, по его словам, предпочтения потребителей смещаются с крепких алкогольных напитков, таких как водка, в пользу слабоалкогольных — пива и вина.
Так, в рейтинге по уровню потребления спиртных напитков в 189 странах мира, составленном в 2019 году в рамках сбора демографической статистики для World Factbook Центрального разведывательного управления США и опубликованном в этом году британской Daily Mail, Россия находится на 56-м месте. В первой пятерке лидеров рейтинга преобладают страны Евросоюза — Латвия, Чехия, Литва, Австрия.
При этом сторонники легализации онлайн-торговли алкоголем отмечают, что главным ее результатом станет сокращение теневого сектора. Де-юре торговля в интернете спиртным запрещена, а де-факто запрет на такие продажи соблюдают только добросовестные участники отрасли, отмечает депутат Госдумы Станислав Наумов: «Все инициативы, связанные с онлайн-торговлей спиртным, давно перезрели. Их надо было утвердить законодательно еще во время карантина, связанного с коронавирусом». По его мнению, создание прозрачных и четких правил торговли алкоголем в интернете — тоже часть борьбы за здоровье нации, так как позволит бороться с контрафактом.
По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), уже через пять лет ущерб от нелегальных интернет-продаж алкоголя для российского бизнеса может составить более 130 млрд руб. А при негативном сценарии — 250 млрд руб., сообщал ранее президент АКИТ Артем Соколов.
Впрочем, опасения в сложности определения и подтверждения реального возраста заказчика товаров через интернет бизнес разделяет. По словам Михаила Бурмистрова, в некоторой степени они обоснованы и должны приниматься в расчет.
Запрет на онлайн-торговлю алкоголем был введен в 2007 году из-за отсутствия механизмов контроля за оборотом продукции в сети Интернет, напоминает GR-директор «СберМаркета» Павел Глухов. Сейчас, по его словам, ситуация кардинально изменилась: российские компании имеют все необходимые возможности и ИТ-технологии для обеспечения прозрачности онлайн-продажи алкогольной продукции.
Правильным было бы в тестовом режиме проверить, насколько может быть реализована дистанционная продажа, считает депутат Госдумы Сергей Алтухов.
Возможности для контроля
Инструменты для надзора за онлайн-продажами подобной продукции в арсенале регуляторов есть, отмечают отраслевые эксперты и юристы. Верификация заказчика в приложении или на сайте, например, может осуществляться через учетную запись на «Госуслугах», а затем непосредственно курьером с помощью проверки документов, говорит советник юридической фирмы Verba Legal Екатерина Третьякова. По мнению Екатерины Третьяковой, первыми участниками проекта по дистанционной продаже алкоголя могут стать крупные ретейл-сети, сетевые алкогольные магазины и онлайн-площадки, у которых есть необходимые ресурсы: сайт, приложение, подключение к ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта), курьерская служба (собственная или привлеченная). Кроме того, в системе ЕГАИС отражается реализация крепких напитков, к которой, очевидно, будут подключены и онлайн-магазины, отмечает юрист: «Это позволит отслеживать поток реализации алкогольной продукции через интернет».
Требование обязательной лицензии или регистрации для онлайн-продажи и доставки алкоголя также может повысить возможности контроля, полагает юрист UPPERCASE LEGAL Тамрин Дарбаков. Кроме того, по его словам, законодатели могут ограничить типы маркетинговых приемов, которые онлайн-площадки могут использовать при продаже алкоголя.
Фактически все эти нюансы учитывались в законопроекте об онлайн-продажах алкоголя, внесенном в июне в правительство сенатором Андреем Клишасом, — документ объединил разработки АКИТ и Торгово-промышленной палатой. В рамках инициативы предлагалось разрешить онлайн-продажи спиртного любыми продавцами, имеющими лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции и (или) лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. При этом продавцов планировалось вносить в отдельный реестр лиц, владеющих сайтами по дистанционной розничной продаже алкоголя. Проверку возраста покупателей законопроект предусматривал как на стадии заключения договора с продавцом (с использованием ЕСИА), так и при непосредственной передаче товара (проверкой QR-кода о проведенной в ЕСИА идентификации, паспорта и числового кода, подтверждающего получение товара именно заказчиком). Однако документ был отозван автором на доработку.
На рынке уверены, что мер, прописанных в законопроекте Андрея Клишаса, вполне достаточно для отслеживания заказов алкоголя в онлайне и повышения прозрачности рынка. Предложенные механизмы достаточно четко регулируют процесс продажи алкоголя в онлайне, отмечают в «Яндекс Маркет»: «Однако есть некоторые моменты, которые могут потребовать дополнительной дискуссии, так как не все пункты учитывают особенности онлайн-продаж. Это касается требований к помещениям для онлайн-доставки. Алкоголь могут доставлять не только из розничных магазинов, но и со складов или дарксторов, поэтому следует учитывать этот момент».
Выстроенная в офлайн-рознице система контроля продажи алкогольной продукции позволяет отрегулировать эту систему и в онлайн-торговле, полагает председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), омбудсмен ресторанного бизнеса Сергей Миронов. Во-первых, по его словам, система ЕГАИС позволяет фактически отслеживать весь алкоголь, во-вторых, у системных игроков, таких как, например, рестораны, налажен жесткий регламент: «Ресторан, чтобы получить алкогольную лицензию на продажу алкоголя, должен отвечать огромному количеству требований: это и размер помещений, склады, долгосрочный договор аренды». При этом во ФРиО опасаются, что на рынок онлайн-торговли спиртным могут быть допущены несистемные, небольшие игроки, деятельность которых будет сложно отследить.
Заразительный пример
Для большинства обсуждаемых вопросов регулирования дистанционной торговли алкоголем в мире уже найдено решение, отмечают эксперты. Тамрин Дарбаков в качестве примера приводит страны Европы, где интернет-торговля алкоголем успешно регулируется и контролируется (Великобритания, Германия, Франция и Швеция). Например, в ряде государств доставка разрешена только в определенное время суток или только на определенные адреса. В некоторых штатах США, говорит эксперт, продажа спиртного через интернет разрешена только вместе с едой или совместно с доставкой из ресторанов.
Юрист Digital & Analogue Partners Лала Аббасова указывает, что может использоваться не только зарубежный, но и национальный опыт в других сферах экономики, например фармрынка. Она напоминает, что дискуссии о легализации интернет-продажи лекарственных средств также велись много лет, но если до 2020 года реформа законодательства в сфере дистанционной продажи лекарственных препаратов не производилась, то с появлением пандемии COVID-19 проблема покупки лекарств через интернет встала наиболее остро, что потребовало молниеносных и отчасти хаотичных изменений в законодательстве.
Так, в марте 2020 года президент подписал указ, в котором были регламентированы общие правила розничной интернет-торговли лекарственных препаратов, а уже в мае 2020 года правительство утвердило основные положения их дистанционной реализации. В частности, розничная торговля лекарственными препаратами в дистанционном формате доступна только аптечным организациям, имеющим соответствующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, а также разрешение Росздравнадзора. При этом обязательно наличие не менее десяти мест осуществления фармацевтической деятельности на территории России и оборудованных помещений для хранения сформированных заказов в соответствии с установленными правилами надлежащей практики их хранения и перевозки. По мнению Лалы Аббасовой, внедрение подобной практики в сфере продажи алкогольной продукции технически тоже возможно.