По данным Минпромторга, объем российского экспорта в 2022 году составил около 26% от ВВП, около трети пришлось на несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ). Это одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности России, закрепленных в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», и существенный фактор роста ВВП, говорит директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли Роман Чекушов. В текущих экономических условиях ННЭ особенно нуждается в господдержке, в том числе финансовой.
Зона ответственности
По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), с несырьевым неэнергетическим экспортом связаны платежи в бюджетную систему РФ в объеме 3,1 трлн руб. в год — на практике это увеличение доходов в бюджеты всех уровней, развитие обрабатывающих отраслей экономики, создание дополнительных высококвалифицированных рабочих мест. «Через поддержку ННЭ российское правительство способствует развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), а также увеличению выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью», — говорит доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Плеханова Анастасия Прикладова.
Сейчас несырьевой неэнергетический экспорт — один из основных стабильных источников доходов бюджетной системы страны, поэтому его рост позволит обеспечить выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами, отмечает проректор по научной работе Финансового университета при правительстве РФ Светлана Солянникова. Это особенно важно на фоне сокращения экспорта углеводородов и, соответственно, снижения поступления нефтегазовых доходов: за девять месяцев 2023 года их объем уменьшился на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022- го, а они составляют более трети доходов федерального бюджета.
Кроме того, ННЭ стимулирует сохранение и развитие технологичности российского бизнеса, отмечает старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Фиранчук. Во-первых, за счет повышения рентабельности высокотехнологичных производств при диверсификации рынков сбыта. Во-вторых — за счет эффекта обучения через экспорт: уровень конкуренции на глобальных рынках выше, что требует постоянной модернизации и повышения эффективности производства. Наконец, торговля несырьевыми товарами, в первую очередь комплектующими, является более стабильной, чем сырьевыми, поскольку покупателю сложнее переключиться с одного поставщика на другого в сравнении с импортом сырья, а поставщику сложнее найти альтернативный рынок сбыта, поясняет эксперт.
Бег с препятствиями
Российский несырьевой неэнергетический экспорт сегодня развивается в очень непростых условиях: запретов и ограничений со стороны недружественных стран, разрыва складывавшихся десятилетиями логистических маршрутов, сложностей с трансграничными расчетами между контрагентами. Сдерживающими факторами, по мнению Светланы Солянниковой, выступают высокий уровень монополизированности внешних рынков, сложность входа на новые для российских компаний азиатские и африканские рынки. Также расширению деятельности как действующих, так и потенциальных экспортеров, особенно в несырьевом сегменте, не способствует введение вывозных таможенных пошлин, зависящих от курса национальной валюты, считает Анастасия Прикладова. Один из самых значительных барьеров для роста продаж российской продукции за рубежом — отсутствие узнаваемости отечественных брендов, отмечает гендиректор РЭЦа Вероника Никишина.
Между тем к ряду препятствий российский экспортно ориентированный бизнес уже адаптировался, говорят эксперты. Санкционные ограничения стали стимулом для активного развития внешней торговли с дружественными странами, отмечает Роман Чекушов. Так, по его словам, в 2022 году прирост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в регионы Восточной и Западной Азии, Северной и Восточной Африки составил 11%. По итогам января—августа 2023 года также наблюдается позитивная динамика.
Вероника Никишина отмечает, что в части преодоления логистических и платежных барьеров многие зарубежные контрагенты сегодня сами предлагают российским экспортерам пути перестройки логистики, соглашаются на расчеты в национальных валютах.
К позитивным факторам для развития ННЭ Роман Чекушов относит развитие новых транспортно-логистических коридоров, таких как Север — Юг, Азово-Черноморский бассейн, Восточный полигон, заключение различных преференциальных соглашений с дружественными странами, увеличение расчетов в национальных валютах, совершенствование методов государственной поддержки ННЭ.
Государственная поддержка
В России сформирована сквозная система поддержки экспортеров товаров отраслей промышленности и продукции агропромышленного комплекса на каждом этапе жизненного цикла экспортного проекта, рассказывает Роман Чекушов: «Ее формирование стало возможно за счет реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого в числе прочего предусмотрены льготное кредитование от ВЭБ.РФ и Росэксимбанка (входит в группу РЭЦ. — РБК+), субсидирование транспортировки и сертификации продукции, омологация и НИОКР, продвижение продукции на внешние рынки».
При этом меры господдержки, по словам представителя Минпромторга, нуждаются в регулярной донастройке в зависимости от меняющихся условий ведения внешней торговли. В частности, в прошлом году на фоне усиления санкционного давления механизмы ее получения для экспортеров были значительно упрощены и ускорены, были введены послабления в части предоставления субсидий. В 2024 году, как говорит Роман Чекушов, планируется запустить ряд новых мер госпомощи, которые предусматривают создание точек индустриального присутствия за рубежом; страховую поддержку высокорисковых проектов в приоритетных странах; поддержку логистических операторов в целях «раскатки» приоритетных маршрутов, а также льготное кредитование производства и поставок продукции.
К наиболее эффективным действующим сегодня мерам господдержки Светлана Солянникова относит льготное кредитование и беспошлинный ввоз технологического оборудования и сырья, что позволяет компенсировать рост затрат экспортеров. Также она отмечает комплекс реализуемых РЭЦом мер, помогающих формировать грамотные стратегии продвижения товаров российского несырьевого неэнергетического экспорта на новых рынках. Росту объема ННЭ способствует деятельность РЭЦа, который предлагает ряд финансовых и нефинансовых услуг отечественным производителям, нацеленных на зарубежные рынки, подтверждает Анастасия Прикладова.
Мощный инструмент поддержки на внешних рынках — страновое продвижение, которое способно качественно изменить спрос на российскую продукцию, отмечает Вероника Никишина. Система продвижения продукции «Сделано в России» имеет сегодня обширный маркетинговый инструментарий: выставки, бизнес-миссии, демонстрационные павильоны, нацмагазины на крупнейших маркетплейсах, рекламные кампании в печатных и электронных СМИ. Такой инструментарий позволяет существенно повысить уровень знаний о российской продукции у зарубежного потребителя. В 2023 году маркетинговые активности комплексно охватят более 20 приоритетных рынков, они сопровождаются финансовой поддержкой и страхованием коммерческих и политических рисков.
К перспективным способам поддержки несырьевого экспорта можно отнести снижение административных барьеров для экспортеров, в частности количества форм отчетности и размера штрафов; инвестиции в логистическую инфраструктуру; субсидирование непосредственно торговых издержек на логистику и страхование; консультирование по особенностям ведения экспортной деятельности в отдельных странах, считает Александр Фиранчук.
Финансовая составляющая
Важнейшей мерой в поддержке ННЭ большинство экспертов называют именно удовлетворение потребности компаний-экспортеров в финансировании. «Наиболее важными и эффективными сегодня являются программы льготного кредитования, в том числе для компаний, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, а также механизмы компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции и продукции АПК, которые в наибольшей степени востребованы среди несырьевых экспортеров», — считает Роман Чекушов.
В Группе РЭЦ финансированием экспортеров, в том числе с применением субсидированной льготной ставки, занимается Росэксимбанк. Помимо собственных программ финансирования банком разработаны партнерские программы с другими кредитными организациями, в рамках которых Росэксимбанк финансирует чужих клиентов на льготных условиях под гарантийное покрытие банков.
«Весь 2023 год мы наблюдали рост потребности в экспортном финансировании. Несырьевой неэнергетический экспорт продолжает осваивать традиционные рынки стан ЕАЭС, расширяет свое присутствие в Индии и Китае, заходит на новые рынки Азии и Африки. Росэксимбанк, учитывая потребности бизнеса, нарастил кредитный портфель банка более чем на 40%. Для сохранения конкурентоспособного предложения для бизнеса банк перестроил всю свою продуктовую линейку под потребности текущей ситуации, говорит врио председателя правления Росэксимбанка Татьяна Сахарова. По ее словам, рост потока заявок на кредит стимулирует банк не только к ускорению внутренних процессов, но и к разработке новых продуктов и развитию цифровизации взаимоотношений с заемщиками. Например, в этом году появилась возможность подать заявку на кредитный и гарантийный продукт на платформе «Мой экспорт». «Платформа не только позволяет подать обращение о получении кредитного или гарантийного продукта, но и дает клиенту в дальнейшем возможность в оперативном режиме отслеживать статус поданного заявления», — продолжает Сахарова.
Для повышения доступности кредитных ресурсов для компаний, относящихся к сегменту МСП, банком разработан кредитный продукт «Деньги на экспорт». Данный продукт позволяет МСП, имеющему стабильное финансовое состояние и экспортный контракт, получить кредит по упрощенному процессу, льготной ставке (на ноябрь 2023-го 7,5% годовых) и без залога. «Деньги на экспорт» — это доступно и эффективно для бизнеса», — подчеркивает Татьяна Сахарова.