Практика , Весь мир ,  
0 

Бизнес с восточным акцентом

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Разрыв отношений с Западом заставил российских бизнесменов искать новых партнеров в Китае и Индии. Новые возможности между тем требуют учитывать особенности ведения бизнеса с новыми партнерами.

Поворот на Восток российских компаний с точки зрения макроэкономической статистики выглядит довольно удачно, торговые отношения с главными партнерами — Китаем и Индией — динамично развиваются. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между странами в 2022 году увеличился на 29,3% и достиг рекордных $190,3 млрд. Товарооборот между Россией и Индией, по информации Федеральной таможенной службы РФ, за 2022 год вырос в 2,5 раза и превысил $35 млрд.

И тенденция продолжается. Согласно статистике, товарооборот между РФ и КНР за первое полугодие 2023 года относительно первого полугодия 2022-го вырос на 40% и составил $114,54 млрд, между Россией и Индией — в 2,9 раза, до $33,5 млрд.

Однако работа с новыми партнерами из этих стран потребовала от российских предпринимателей подстраивать свои подходы к ведению бизнеса под местные особенности.

«Чтобы выйти на конечный потребительский рынок Китая со своей продукцией, нужно быть готовым к большим инвестициям в ее продвижение, к ее адаптации под вкусы китайских потребителей, а также к тому, что придется получать очень большой пакет разрешительной документации», — говорит член генерального совета, бизнес-посол «Деловой России» в КНР Александр Сучков.

«При экспорте в Китай продукции глубокой переработки — напитков, продуктов для ЗОЖ, снеков или полуфабрикатов — предприниматели могут столкнуться с неожиданными нюансами, — предупреждает вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Алексей Солодов. — Например, нужно учитывать, что китайцы привыкли к более яркой упаковке, чем в России».

В качестве примера эксперт приводит успешный кейс компании из Курганской области, которая этой зимой начала продавать свою продукцию в сети супермаркетов «Мэй и Цзя» в провинции Хунань. «Их фруктовые напитки раскупили очень быстро, потому что, во-первых, они продавались в ярко-красной упаковке, во-вторых, продажи стартовали незадолго до китайского Нового года. А к торжеству китайские потребители стараются покупать товары именно этого цвета — он символизирует радость, благополучие и счастье», — объясняет представитель РЭЦа.

«В КНР важную роль играет менталитет — вне зависимости от того, идет речь о потребителях, партнерах или взаимодействии с госорганами», — говорит Алексей Солодов. В Китае на переговоры всегда приходит большое количество партнеров, все внимательно слушают. Но при этом говорит только один человек — самый старший по должности. «Очень важны иерархия и местоимение «мы». Китайцы всегда стараются оправдать свою деятельность высокими целями, а не просто желанием заработать деньги. Ведите себя соответствующим образом», — советует эксперт.

Главная проблема, с которой сталкиваются практически все российские предприниматели, начинающие сотрудничать с индийскими партнерами, заключается в том, что они применяют шаблоны, которые работают с российскими или западными контрагентами. По словам президента Индийского делового совета Акашдипа Сингха, бизнес в Индии устроен совсем иначе. «Это не Западная Европа или Америка, где все четко налажено и на первом месте соотношение цена/качество, — поясняет эксперт. — Индия — это 25 с лишним стран в одной. Некоторые законы работают на федеральном уровне, некоторые — на уровне штатов, это также нужно знать и учитывать».

С ним соглашается почетный представитель Торгово-промышленной палаты России в Индии Игорь Писецкий: «Россияне часто входят на рынок, не пытаясь понять местные условия. Индия — огромная страна с разнообразными культурами, есть различия при работе в разных штатах. Способ понять Индию — рассматривать ее, как раньше рассматривали Европу — как регион с множеством различных культур. Будьте сфокусированы, используйте местных партнеров, возможно, стоит обратиться к консультантам, и будьте готовы адаптироваться к местным требованиям и потребностям».

Вице-президент, руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян предупреждает, что индийский рынок невероятно высококонкурентен, в стране порядка 65 млн зарегистрированных малых и средних предприятий. Для старта работы в Индии, считает она, в первую очередь нужно озаботиться тем, чтобы найти подходящего надежного партнера. Если речь об инвестиционном проекте, то важно заручиться поддержкой администрации на уровне штата, поскольку они во многом определяют правила игры. В идеале оформить отношения через трехсторонний договор с региональной властью и местными партнерами, в котором четко прописать условия реализации проекта и права и обязанности сторон. Наконец, отмечает эксперт, в Индии очень любят «играть в бюрократию», поэтому иногда приходится месяцами ждать одобрения запуска проекта.

«Нужно иметь в виду, что дилемма соотношения цены и качества в Индии решается в пользу дешевого ручного труда», — отмечает советник по развитию деятельности фонда «Сколково» в Индии Михаил Гусев.

Кроме того, в Индии действует программа Make in India, призванная сделать страну самодостаточной. Индийцы готовы импортировать только то, что не в состоянии произвести сами, список госограничений на импорт регулярно пополняется.

Михаил Гусев в качестве примера работы программы Make in India приводит историю резидента «Сколково» — производителя дронов. Правительство Индии с февраля 2022 года запретило импорт беспилотных летательных аппаратов для поддержки местного производства, но ситуацию удалось разрешить, организовав сборку дронов в Индии. «В некоторых случаях стоит рассмотреть возможность локализации производства для снижения издержек», — советует он.

От первого лица «После пяти-семи лет практики врачи интересуются интегративным подходом»
Скачать Содержание
Закрыть